"Трудовая Россия"
URL: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?6600
Рубрика: Культура
Номер: 483

Валерий ИСАЧЕНКО

Маяковский и Ленин

Я в Ленине славлю
мира веру
и веру мою.

В. Маяковский

Любой автор, взявшийся за эту тему, становится в большей или меньшей степени комментатором - ведь до сих пор никто не сказал "о времени и о себе" лучше, чем смог сказать сам Поэт в стихах, поэмах, докладах, письмах, рисунках и т.д. И всё-таки говорить нужно хотя бы потому, что выросли поколения, для которых 1917 год почти то же, что и Куликовская битва, а Маяковский - всего лишь фигура из латуни в вестибюле станции метро "Маяковская". Но главное даже не в этом, а в том, что целая орда "культурологов" весьма ловко (опыт "перестройки") обрабатывает доверчивых "уважаемых (какой цинизм!) россиян" новыми байками и псевдонаучными измышлениями о тех, уже далёких временах, когда русский народ и другие народы России поднялись на борьбу "за Правду, Землю и Волю". Тогда голос Маяковского стал голосом 150-миллионного народа.

Маяковский навсегда утвердил всемирно-историческое значение русских революций февраля и октября 1917 года. К тому времени им уже написаны поэмы "Война и Мир", "Человек" - итог, с которым поэт уверенно вошёл в революционный год. Первый отклик поэта на февральские события - "Революция. Поэтохроника", в которой Маяковский с документальной точностью дал образ города тех дней. Он верно определил народный характер этой буржуазной по своей сути революции, её всемирное значение. Маяковский до Октября - это рисунки, антивоенные плакаты, выступления на заводах и в учреждениях, и, конечно, поэзия и проза. Он в гуще событий. Об Октябре 1917 года он сказал истинно по-маяковски: "Моя революция" - и сразу же участие в каждодневной будничной работе (лекции, заседания, комиссии). И ответ на вопрос, почему он не в партии. Истинные коммунисты на фронтах, а его - бойца на культурном фронте - чиновники "послали б рыбу ловить в Астрахань". А ведь это не шутка. Так, к сожалению, и бывало. Маяковский же нёс на своих плечах огромный для художника груз: помимо поэзии, киносценарии, театр, позднее "Окна РОСТа", высоко оцененные Лениным. И никаких жалоб - только труд без выходных и поблажек.

В "Открытом письме рабочим" поэт призывает не срывать свой классовый гнев на памятниках истории и культуры, беречь культуру прежних времён, одновременно строя новую. Он пишет о разрушенных усадьбах, о "скелетах дворцов", об ответственности новой власти перед потомками и, наконец, о "Революции духа". Нынешние толкователи поэта так и не поняли глубинный смысл (подтекст) знаменитого стихотворения "Радоваться рано", усмотрев в нём нападки футуриста на Растрелли и Рафаэля. Каков же итог этих стихов? "Мы все украшенья расставить заставим - любите любое!" ("Той стороне", 1918 г.). Наверно, в истории отечественного искусства нелегко найти пример подобного подвижнического труда, сопоставимого лишь с работой целого коллектива.

В письме в Москву маме (именно маме, а не матери) и сёстрам он сообщает: "Пишу. Рисую" (плакаты, статьи, доклады и т.д.). В Левашово близ Петрограда пишет пейзажи и портреты (где они?). Где хранится (и хранится ли) графический портрет любимого композитора С. Прокофьева за роялем с трогательным посвящением, сделанный в 1917 году, когда поэт и музыкант часто встречались и вышагивали "вёрсты улиц" революционного Петрограда. Два гения легко и быстро нашли и поняли друг друга. В Петрограде и Левашово была создана первая советская пьеса "Мистерия-БУФФ", три раза поставленная в Консерватории в октябре 1918 года при участии В.Э. Мейерхольда и К.С. Малевича. Пьеса вызвала восторг А. Блока и недовольство "коммунистичествующей интеллигенции" (выражение поэта) во главе с М.А. Андреевой, которая добилась снятия пьесы, новаторской по форме и содержанию, но чуждой людям, воспитанным на "Макбетах". Рассерженный поэт с успехом показывал пьесу в других городах. А кто обратил внимание на программную статью "Вравшим кистью", где голос Поэта вызывает в памяти пламенные речи Аввакума и Радищева? В "Оде революции" поэт не затушевывает трагизма революционных событий. Это ода, но отнюдь не в державинском духе. "Наш марш" вдохновил Г.В. Свиридова, а Эрнст Буш ощутил интернациональный характер "Левого марша". Статья "Два Чехова" в наши дни представляется ещё более актуальной. И в те же дни 1918 года - шедевр лирики (и не только лирики): "Хорошее отношение к лошадям".

Плакаты Маяковского, его поэмы, стихи, статьи и рисунки давно уже вошли в энциклопедию мирового искусства ХХ века, как и вся его деятельность многогранного художника, а не только поэта и драматурга. Судя по некоторым воспоминаниям, Владимир Ильич с большой теплотой отзывался о Маяковском - художнике. Вопрос об отношении Ленина к поэзии Маяковского по сей день многим кажется слишком сложным. Толкователи Ильича упрекают поэта в "формализме" и прочих грехах, а поклонники поэта отмечают "консерватизм" литературных вкусов Ленина, воспитанного, как и большинство русских интеллигентов, на поэзии Пушкина и Тютчева. Ленин резко отрицательно отозвался о подаренной ему Маяковским поэме "150000000" (тем не менее, книга всегда стояла на полке в его кабинете), а вот знаменитое стихотворение "Прозаседавшиеся" вызвало восторг вождя, отметившего не только его актуальность и полезность, но и талант автора.

Масштаб личности вождя поэт в полной мере ощутил раньше других. Поэма и стихи о Ленине - великолепны сами по себе, но одновременно свидетельствуют и о том, что Маяковский не просто перелистал ленинские книги и статьи, а внимательно прочел, понял и принял близко к сердцу, всем своим существом. Ленинские труды превосходно сочетаются со строками и рисунками поэта. Ленин у Маяковского - живой, полнокровный образ, а не культовая фигура и не новая икона.

Голос Поэта стал голосом русской революции, и он обращён в Будущее, в "коммунистическое далеко".

Маяковский - Ленину

Владимир Ильич! 1920 г.

Мы не верим! 1923 г.

Владимир Ильич Ленин. Поэма. 1924 г.

Не юбилейте! 1926 г.

Хорошо! Октябрьская поэма. 1927 г.

Разговор с товарищем Лениным. 1927 г.

Ленинцы. 1930 г.