"Трудовая Россия"
URL: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?6494
Рубрика: Прочие материалы номера
Номер: 478

Оксана СНЕГИРЬ

Когда правит реакция, общество тупеет

Когда побеждает реакция, общество массово глупеет. Ведь чтобы увековечить свою власть, реакционным силам нужно расправиться с прогрессивными общественными целями, со стремлением людей к свободе и справедливости. Надо внушить массам, что существующий порядок, построенный на эксплуатации и угнетении, - справедлив, единственно возможен и вечен, что повиновение этому порядку - их главный долг.

Что для этого надо сделать? Отучить мыслить. И реакция объявляет крестовый поход против науки и знания. Особенно сильно ограничивается объем образования для масс, для "черни". Да и ограниченное образование все больше пропитывается поповщиной. Писать, читать и считать учат второпях, кое-как, по остаточному принципу - а "закон божий", наоборот, вдалбливают обстоятельно, старательно и упорно. (Потому как простому народу ни к чему большая ученость, для него главное - приобрести "страх божий", чтобы преданно служить господам).

Умственный уровень общества резко падает. В головах у людей беспорядок, самые противоречивые, дикие и вздорные идеи, самые превратные представления о действительности. Это-то и нужно реакционному классу. Теперь он может внушать массам все что угодно, чтобы манипулировать ими в своих интересах.

Именно это происходит теперь в нашем обществе, в котором на всех парах разворачивается буржуазная реакция. И вот наши граждане глотают не поперхнувшись такую дикую чушь, что диву даешься.

Например, обыватель изрекает с важным видом:

"Социализм - это был эксперимент, который проклятые большевики провели над Россией. Это - безумная попытка создать нового человека. Но попытка большевиков, само собой, провалилась - ведь человеческую природу не переделаешь!"

Спросить бы его, а переход от первобытного строя к рабовладельческому - это тоже "эксперимент"? Может, для человечества естественным было бы навсегда остаться в первобытном состоянии и по сию пору ходить в звериных шкурах?

Но почему же такие обыватели не понимают то, что лежит на поверхности: переход от капитализма к социализму есть точно такой же естественный, закономерный и неизбежный исторический процесс? Они этого не понимают, потому что они представители буржуазии и разделяют ее мировоззрение. А буржуазия, конечно, никак не может признать нормальным и прогрессивным разложение своего собственного строя, капитализма, - потому как это разложение лишит ее и власти, и богатства, и вообще уничтожит как класс. Поэтому для буржуазии переход от капитализма к социализму - это якобы не закономерный результат общественного развития, а некая злая воля, некий зловещий "эксперимент" над человечеством.

Что же касается "безумной попытки большевиков создать нового человека", то господа буржуазные идеологи, да будет вам известно: каждая великая народная революция ставила перед собой задачу - создать нового человека. Человека с иным, чем прежде, мировоззрением, иными чувствами и поступками. И более того - революции действительно создавали нового человека и меняли сознание общества.

Самым ярким примером является Великая французская буржуазная революция. Она полностью перевернула сознание и Франции, и всей Европы.

Франция пятнадцать веков была сословной монархией. Французы считали, что монархия - единственно возможная форма правления, преклонялись перед властью короля и верили в его божественное право. Они всерьез полагали, что деление общества на сословия, на "благородных" и "простолюдинов" - это воля божья.

И что же? Революция за каких-то три года начисто выжгла из французов всякое почтение к монархии. Те самые, которые еще недавно считали короля избранником бога, теперь не колеблясь отправили его на гильотину. Затем тысячами полетели головы аристократов. За время революции Франция настолько прониклась республиканским духом, что даже три последовавших реставрации не смогли погасить этот неистовый республиканский пыл. Французская Революция вымела из европейских мозгов весь старый феодальный хлам. Ореол "божественности", окружавший прежде персоны монархов, был развенчан раз и навсегда. Разрушено было и преклонение пред "сословным благородством" аристократов. Их претензии считаться солью земли и властвовать "по праву рождения" теперь вызывали лишь насмешку. На место всей этой средневековой мишуры пришла и овладела умами новая, великая идея - идея гражданского равенства всех людей.

По поводу же "неизменной человеческой природы", которую якобы не переделаешь, - показать ложность такого утверждения можно проще простого. Если бы те, кто это утверждает, родились три тысячи лет назад в Древнем Риме патрициями-рабовладельцами - то они бы преспокойно владели рабами и не видели бы здесь ничего дурного. А если бы они родились помещиками Российской империи до 1861 года - то они бы безо всяких угрызений совести владели крепостными душами.

Из чего следует, что "неизменная человеческая природа" на самом деле очень даже "изменная", что она полностью зависит от окружающих условий. Когда меняются условия - меняется и "человеческая природа", то есть взгляды и представления людей.

Вот почему "попытка коммунистов создать нового человека", на самом деле, вовсе не потерпела поражение, как нас пытаются убедить идеологи буржуазии. Наоборот, все говорит о том, что после смены общественно-экономического уклада в России действительно были созданы новое общество и новый тип человека. Где доказательства? Да просто сравните взгляды, нравственность, отношение друг к другу советских людей - и взгляды, нравственность и отношение друг к другу жителей нынешней буржуазной России. Для советских людей коллективизм, взаимопомощь, жизнь на благо общества были чем-то само собой разумеющимся. А в нынешнем буржуазном обществе это, наоборот, что-то редкостное.

Советский человек - это действительно новый тип человека. Хотя, конечно, сознание советских людей еще сохраняло некоторые пережитки прошлого. Оно и понятно. Ведь социализм - это еще только начальная стадия коммунизма. А сознание полностью коммунистического человека, которое будет у наших потомков, станет таким высоким, что они даже не смогут нас понять. Если бы мы могли оказаться в том будущем, с тем сознанием, которое будет у наших потомков, и оттуда посмотреть на себя сегодняшних - мы бы не знали, куда деваться от отвращения к себе. Единственное, что может нас оправдать в собственных глазах, - это сознание, что мы сделали все для прихода будущего - боролись за уничтожение буржуазного строя и за торжество социализма.