"Трудовая Россия"
URL: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5397
Рубрика: "Аврора"
Номер: 430

Леа РУЖ

Про то, что снова будет другая жизнь
Рецензия на третий номер альманаха "Буйный Бродяга"

Вышел третий номер альманаха коммунистической фантастики "Буйный Бродяга". Он получился сборной солянкой, но назвать это недостатком нельзя.

Вообще саму удачность или неудачность номера следует оценивать с точки зрения целей, которые ставили его создатели. Если их целью было напомнить прокоммунистически настроенной аудитории, что была и когда-нибудь снова будет другая жизнь, с другими проблемами на повестке дня, а нынешние будут решены и даже забудутся, то с этим они справились блестяще. А вот с затрагиванием проблем, актуальных для нынешнего времени, дело обстоит хуже.

Первый рассказ "Икс, Игрек, Зет" отсылает к ставшей уже классической идее зомби-апокалипсиса. Некоторая часть людей под действием вируса превратилась в зомби. Однако в рассказе опасность для человечества ликвидирована, зомби живут в резервациях, люди от заражения защищены, и о резервациях даже заботятся. Смысл рассказа в другом: зомби - это гротескный образ мещан-потребителей. Герой-человек признаёт, что вакцины против этого нет, но в то же время уверен, что люди время от времени должны видеть зомби вблизи, чтобы "не деградировать до их уровня".

Рассказ "Светлое будущее" - один из самых удачных рассказов сборника, в том числе и потому, что имеет прямую связь с сегодняшним днём. Сюжет рассказа классический - человек из нашего времени попал в будущее. Даже стандартных ходов типа "не понял куда попал, и попал случайно, не знаю, как выбраться" в рассказе нет. Возможность вернуться или остаться целиком и полностью зависит от выбора главного героя, которого в родном времени ничего не держит. Всё внимание автора сосредоточено на том, каково нашему современнику, успешному обывателю, будет в коммунистическом будущем. И вот оказывается, что поначалу ему там даже очень неплохо. Еда, одежда, жильё, инет, айфоны - всё бесплатно и высшего качества, даже статьи за тунеядство нет, делай что хочешь. Но вот только этот герой постепенно начинает понимать, насколько он данному обществу чужд. Там все работают, и не за деньги, а за интерес, а ему ни работать, ни учиться не хочется, хотя для этого есть все возможности. И даже просто развлекаться и отдыхать он там не может. Потому что музыка и фильмы для него слишком сложны, "грузят", и даже компьютерные игры требуют знаний, хотя бы школьного минимума, которого у героя нет, как и желания его получить. Нет там и порнографии и возможности "склеить тёлку", не потому что введены пуританские нормы на личную жизнь, а потому что герою банально не о чём говорить с образованными девушками из коммунистического будущего. Отчасти он попадает в положение Кисы Воробьянинова, у которого все мысли крутились вокруг дамских оркестров, но он понимал, что для разговора с девушками это не тема.

Так что герой решает, что лучше вернуться назад, тем более, что в своем мире он отсутствовал не более десяти минут. Он возвращается, чтобы резаться в тупую стрелялку, но при этом знает, что впереди война, а дальше - долгие годы послевоенного восстановления, так что наше время - "самое лучшее", во всяком случае для сытого обывателя. Правда, одно полезное дело он всё-таки свершил - пристраивает не приспособленного к практической жизни изобретателя, выступая для него этаким "Саввой Морозовым".

Рассказу "Мир и его мама" тоже можно дать высокую оценку. Мир - личное имя героя, мать его называет ласково "Мирик", но в тоже время это имя - значимое. Ему нужен весь мир, а его матери - дача с огурцами. Также ей нужно воспитывать детей самой, а не отдавать в коллектив, чтобы потом их можно было попрекнуть: "Я тебе жизнь посвятила, а ты..." (не желаешь быть таким, как я хочу, то есть удобным мещанином). Мать готова поверить в любую ерунду и мистику, лишь бы они оправдывали выращивание горьких огурцов. Причём, ирония судьбы в том, что если бы настоящая наука и техника не развились, ей было бы не на чём доехать до своей любимой дачи.

Финал рассказа открытый, неизвестно, улетит ли герой в Космос или обзаведётся на Земле семьёй и будет волей-неволей вынужден возить детей на дачу к бабушке.

Рассказ "Весенние песни земли" посвящён теме риска. Ради чего стоит рисковать и что движет людьми, которые рискуют собой. Тема важная, но всё-таки она будет актуальна тогда, когда большинство нынешних проблем будут решены. Собственно, действие и происходит в таком будущем.

Рассказ "Про инопланетян" - самый неудачный из материалов сборника. Дело происходит в далёком будущем, когда никаких современных проблем уже не осталось, а единственная проблема, которую видят герои рассказа, - это как убедить большинство людей, в том, что к животным надо относиться как к людям. Что белка в парке - "просто один из посетителей". Ничего не зная об авторе рассказа, могу лишь заметить, что люди, пропагандирующие этакий сверхгуманизм, на практике оказываются весьма жестокими. Белке вообще-то всё равно, считают её человеком или нет, ей важно, чтобы не мучили, не угрожали и орешками кормили. А вот "морально загрызть" человека, который считает белку белкой, такой вполне может.

Рассказ "Северное сияние над пальмами" написан известным в своё время немецким фантастом Гюнтером Крупкатом, а теперь впервые опубликован на русском языке. Тема роботизации и капитализма была и остаётся одной из тем, которые обсуждают левые. Показанный в рассказе капиталист Тейлор, который волею случая попадает на роботизированный остров Меканико, прямо говорит, что роботизация - "дорогое удовольствие" по сравнению с эксплуатацией людей, которых "много" и потому можно губить их здоровье и жизни на опасных производствах. Однако в рассказе робототехнику разрабатывает соцлагерь, которого теперь нет. В рассказе агент капиталистов пытается уничтожить остров, но ему это всё-таки не удаётся, во многом потому, что даже сын буржуя Эдвард Тейлор оказывается не только на словах, но и на деле против такой варварской подлости, и помогает обезвредить мерзавца. Увы, реальность оказалась куда печальнее - льды капитала смогли- таки раздавить и поглотить остров социализма с ростками будущего.

Помимо этих рассказов, в сборнике есть лирика и три критические статьи.

В целом, выход сборника, несмотря на отдельные ошибки, является редкой жемчужиной на фоне той книжной макулатуры, которой завалены все отделы фантастики в магазинах.