РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 210 >> Вести из Думы
 

Особенности национальной приватизации

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?818



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

От редакции:

Во все времена, проводя свою политику эксплуатации трудящихся, буржуазия прикрывалась их же интересами. При этом предоставляла якобы право выбора самим трудящимся, право решать вопрос - кто будет их эксплуатировать следующий выборный срок (президент, парламент и т.д.), подсовывая тот или иной выбор, как "меньшее зло". Карл Маркс и Фридрих Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии" иронизировали на эту тему: буржуазия договорится до того, что и одиночные камеры тюрьмы в интересах пролетариата.

На нашей памяти были времена выбора "меньшего зла" между Ельциным и Горбачевым и только через какое-то время люди поняли, что оба сволочи, но, не разобравшись в сути процесса, затем сегодня снова клюнули на выбор "Путин вместо Ельцина".

Применительно к проведению социально экономической политики показательным является искусственный выбор, организованный в момент приватизации: "По первой или по второй модели будет приватизироваться наша фабрика или завод" - кипели страсти, накалялись отношения. Сегодня можно судить о том, была ли какая-то разница между этими "альтернативными" вариантами. Примерно также и сегодня, заменяя социальные права граждан различными схемами компенсаций, выплат, иных вариантов "монетизации", правительство правящего класса пытается в очередной раз увести в эту сторону внимание простого народа.

Каковы результаты предыдущего альтернативного выбора, хорошо иллюстрируют данные о результатах приватизации по материалам проверки Счетной палаты и доклада депутата Государственной Думы Николая Харитонова.

С самого начала приватизация в России затевалась на лжи, обмане, красивых посулах и заведомо несбыточных перспективах, которые не сбылись и не могли сбыться в принципе. Какие цели, по мнению идеологов перестройки, преследовала приватизация государственного и муниципального имущества? Пропаганда обозначала их так: создание широкого слоя собственников; повышение эффективности экономики; повышение наполняемости бюджета за счет продажи госпредприятий; уход от уравниловки, достойная жизнь каждому.

Как же удалось осуществить эти намерения за 12 лет "реформ"?

Создание широкого слоя собственников

Как уверял Чубайс, каждый гражданин, получивший ваучер стоимостью равный двум автомобилям "Волга", должен был стать собственником доли государственного имущества и совладельцем какого-­либо из предприятий. На деле механизм приватизации был запущен так, что как раз широкий слой населения ничего от нее не получил, и две "Волги" так и остались виртуальной мечтой большинства доверчивых граждан. Денежные вклады граждан были обесценены и 99% населения не имели средств, чтобы участвовать в покупке акций и долей предприятий на открытых торгах, их скупили лица, имеющие деньги, добытые криминальным путем. Были созданы различные мошеннические фонды, которые получали у граждан ваучеры под обещания фантастических дивидендов, а затем совершенно безнаказанно исчезали, не беспокоясь о преследовании. Более 80% предприятий были либо остановлены, либо работали с убытком, дивиденды не начислялись и миноритарные акционеры либо бросали акции, либо за бесценок продавали ловким дельцам. Около трети промышленно-производственного потенциала страны было уничтожено через процедуру банкротства, а значит, треть населения лишилась своей собственности. Обогатившаяся на приватизации новая буржуазия скупила у ограбленного народа оставшиеся акции и таким образом оставила 92% граждан "у разбитого корыта".

В результате общенародная собственность оказалась у абрамовичей, березовских, потаниных, пугачевых, смоленских, но не у народа. "Широкому слою" населения не досталось ничего.

Правоту этого подтверждает статистика. В первой половине 2004 года 10% самых богатых людей России аккумулировали 30% всего объема денежных доходов, а 10% самых бедных граждан располагали лишь 2% всех денежных сумм. Или пример еще ярче: доход Абрамовича составляет 500 тыс. долларов в час, а средний душевой доход населения 5,8 тыс. рублей в месяц.

Повышение эффективности экономики

Основной критерий эффективности - производительность труда. Расчеты будем вести в натуральных показателях.

Энергетика. Численность работающих в отрасли выросла почти вдвое, а объем выработки электроэнергии в натуральном выражении составил 84% от уровня 1990 года, производительность труда сократилась вдвое.

Нефтедобывающая промышленность. При росте количества предприятий отрасли в 6 раз и увеличении работников в 2,5 раза добыча снизилась на 20%, а производительность труда составила менее 30% от уровня 1990 года.

Газовая промышленность. При росте количества предприятий отрасли в 4 раза и численности работников почти в 3 раза, производительность труда составила чуть более 30% от уровня 1990 года.

Где же "эффективность", если за 12 лет произошло такое чудовищное падение производительности труда в самых богатых отраслях экономики?

В дополнение к этому морально устарели основные производственные фонды промышленности, их износ составляет от 70 до 90 %. Новые хозяева хищнически добивают советский промышленный потенциал.

В 1990 году было выработано 1082 млрд. кВт. ч. электроэнергии, в 2003 году - 891, а по оценкам 2004 года - 674 млрд. квт. ч.

Нефти добывалось 516 млн.т., в 2002 году добыто 380, а по оценкам 2004 года - 328 млн.т.

Природного газа добывалось 641 млрд. куб. м., в 2002 году добыто 595, а по оценкам 2004 года - 466 млрд. куб. м.

Ухудшилась структура фонда нефтяных скважин. На 30% сократилось их общее количество, катастрофически растет число бездействующих. За последние годы списание запасов было больше прироста на 440 млн. тонн. В то же время объемы разведочного бурения сократились в 4 раза. И это в высокодоходных отраслях! В других отраслях положение в десятки раз хуже. Неужели найдется в России человек, который станет утверждать, что это и есть повышение эффективности?

Массовая бюрократизация поразила сферу экономики. Если в 1990 году в промышленности на 17 млн. рабочих приходилось 4 млн. служащих, то в 2003 году численность рабочих сократилась до 10 млн. человек, а число служащих составило 3 млн. 122 тыс. человек. При этом бюрократическая нагрузка на одного рабочего возросла почти в 1,4 раза.

В строительной отрасли число организаций возросло с 70000 в 1990 году, до 112000 в 2003 году, из них 96% - мелкие предприятия численностью до 100 человек. Государственных и муниципальных предприятий - около 4 тыс. Разница между советским периодом и настоящим временем разительная, Если в 1990 году было сдано в эксплуатацию 1044 тыс. квартир, то в 2003 году - 427 тыс., соответственно школ на 515 и 88 тыс. мест, дошкольных учреждений на 225 и 8 тыс. мест, поликлиник на 86 и 9 тыс. посещений.

Еще хуже положение на транспорте. Грузовые перевозки железнодорожным транспортом сократились вдвое, автомобильным почти втрое, а водным транспортом более чем в пять раз.

Реформа сельского хозяйства в России, начатая Ельциным, не только отбросила назад все достижения в сельском хозяйстве, достигнутые за годы Советской власти, но попросту разрушила агропромышленный комплекс, где полностью, а где значительно.

Рентабельность сельскохозяйственной продукции за годы реформ снизилась с 37 до 1. В советское время число убыточных хозяйств на селе было 3%, а к 2003 году их стало 55%.

Повышение наполняемости бюджета

В течение 1992-99 годов в стране было приватизировано 133 тыс. предприятий. В их числе были и такие гиганты отечественной индустрии, как "Газпром", РАО "ЕЭС", "Норильский Никель" и другие. Однако доходы от приватизации составили мизерную сумму - 9 млрд. 250 млн. долларов. В этот же период в других странах было приватизировано государственного имущества в десятки раз меньше, однако выручка не идет ни в какие сравнения с Россией. В Бразилии доходы составили 67 млрд. долларов, в Великобритании - 66, в Италии - 63, во Франции - 48 млрд. долларов.

В России доход от приватизации на душу населения составил 54 доллара, в Австралии - 2560 долларов, в других странах более тысячи долларов.

Спрашивается, почему в России такая низкая доходность от приватизации, какие механизмы помешали пополнить бюджет и за счет этого решить проблемы с инфляцией и социальной сферой. Ответ простой. Это была не приватизация, а целевое разграбление национального достояния. Судите сами, предприятия промышленности и транспорта продавались в среднем по 15 тысяч долларов за штуку, предприятия торговли по 10 тысяч, а строительные организации по 7 тысяч долларов за единицу. За 7 лет приватизации только из-за заниженной опенки предприятий нефтяного комплекса страна потеряла сумму, равную 16 годовым бюджетам.

Кроме прямой приватизации существовали еще и окольные пути, как залоговые аукционы, при помощи которых предприятия по копеечному залогу переходили в собственность отпетых мошенников.

Таким образом, и идея наполнения бюджета оказалась блефом. Бюджет наполнялся за счет иностранных заимствований, и к 2000 году долги России превысили 150 млрд. долларов.

Ни одна из идей приватизации выполнена не была. Казалось бы, надо остановиться и осмысленно подойти к этому непростому вопросу. Но нет! Наоборот, правительство изменяет закон о приватизации и начинает новый передел собственности по упрощенной схеме.

Огромное количество предприятий переводится из категории стратегических в категорию обычных и заносится в список подлежащих приватизации в 2005 году.

На 1 июля 2004 года в государственной собственности находилось 9222 унитарных предприятия и 3905 пакетов акций акционерных обществ. Проектом бюджета на 2005 год запланировано приватизировать 778 унитарных предприятий, 512 пакетов акций, 11 закрытых акционерных обществ и 13 обществ с ограниченной ответственностью. Политика "Всё на продажу" продолжается с завидной настойчивостью.

О достойной жизни народа в обмен на приватизацию

Социальные последствия приватизации государственного имущества не имеют названия. За последние 13 лет численность детей сократилась на 10 млн. человек. Смертность населения в полтора раза превышает рождаемость, средняя продолжительность жизни людей в России на 15 лет короче, чем в США и на 18 лет короче, чем в Японии.

Среди экономически активного населения 5 млн. человек не имеют основного общего образования. В России около 6 млн. безработных, 5 миллионов беспризорных детей и 5 миллионов не учатся. Численность экономически активного населения в 2003 году сократилась по сравнению с 1992 годом на 2,7 млн. человек.

По аналогии с чиновничьим государственным управлением, где привилегии и зарплата достаются чиновникам, в сфере экономики происходит то же самое. Если в 1990 году зарплата служащего в промышленности была на 19% выше рабочего, то в 2002 году стала выше на 75%.

При этом зарплата рабочего не только в 2 и более раз ниже управленца, она еще зачастую не достает до прожиточного минимума. В промышленности 17% работников получают зарплату ниже прожиточного минимума, в здравоохранении - 36,3%, а в сельском хозяйстве - почти 75%.

"Забота" о народе просматривается и в другом. При наличии огромных денег в бюджете, они направляются в стабилизационный фонд, а заработанные людьми деньги просто не выплачиваются. Задолженность по зарплате на 1 января 2004 года составила 24,5 млрд. руб. Без денег остались около 6 млн. человек.

Таким образом, не выполнена ни одна задача, которую должны были решить путем приватизации государственного имущества. Однако процесс будет продолжен. Еще министр имущественных отношений Ф. Газизуллин объявил об изменении приоритетов приватизации. Вместо наполнения доходной части бюджета первостепенной задачей стала реструктуризация экономики, которая заключается в одном и том же - приватизации 24 тысяч предприятий, которые якобы лежат тяжким бременем на бюджете государства. И уж совсем недавно президент Путин объявил, что в государственной собственности не должно быть более 450 предприятий, следовательно, все остальное приговорено к приватизации.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".