РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 206 >> 
 

Лев ПОТАПОВ
Не хлебом единым
Навстречу Съезду Рабочих

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?757



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Было бы большой ошибкой поставить во главу угла работы Съезда проблемы современного империализма куда, тянут нас некоторые ура-патриоты, видящие "конструктив" в линии Путина на так называемое укрепление государства, или не уступающие им ультра-революционеры, не желающие вникать в такие мелочи, как противоречия российского и иностранного капиталов, а зовущие сразу в атаку на всех фронтах одновременно. Считаю, что съезду надо сосредоточиться на собственных внутренних проблемах рабочего движения, которых хоть отбавляй.

По четырем пунктам повестки дня Съезда вопросов нет, но желательно было бы в рамках этих пунктов обязательно рассмотреть следующие вопросы.

Следует уточнить, какой смысл мы вкладываем в понятие "достойная жизнь трудового народа".

Эпиктет говорил: "Счастье, как вино, делает дурака еще глупее". В 1941 году, накануне войны, Б. Пастернак, которого трудно заподозрить в больших симпатиях к Советской власти, в стихотворении "На ранних поездах" описывал вагон пригородного московского поезда:

Превозмогая обожанье,
Я наблюдал, боготворя,
Здесь были бабы,
    слобожане,
Учащиеся, слесаря.
В них не было
    следов холопства,
Которые кладет нужда,
И новости, и неудобства
Они несли, как господа.
Рассевшись кучей,
    как в повозке,
Во всем
    разнообразье поз,
Читали дети и подростки
Как заведенные, взасос.

Очевидно, тогда и сам Пастернак, и пассажиры вагона считали, что Советская власть дала им достойную жизнь. А в 80-х годах про те же самые поезда появился анекдот: "Длинное, зеленое и пахнет колбасой". Слобожане уже не читали "взасос", а ревниво стерегли добытую в Москве дефицитную колбасу. Они уже считали, что Советская власть лишила их достойной жизни, и через несколько лет эту власть свергли.

Почему до войны ездили в Москву за знаниями, а через 40 лет после войны - за колбасой? Я поставил этот вопрос в небольшой заметке "Не хлебом единым", которую выцыганила у меня "Магаданская правда" и которая посвящена вроде бы малозначащему факту из жизни моих родителей. Ни в этой ли смене ценностей одна из причин крушения Советской власти? Какой смысл мы вкладываем сегодня в понятие "достойная жизнь"? Если это жизнь, достойная "желудков без ушей", то меня увольте - делать дураков еще глупее не хочу.

На Съезде следует рассмотреть вопрос состояния классового самосознания пролетариата. Когда у Александра Ульянова перед казнью мать спросила о последнем его желании, тот попросил принести ему томик стихов Гейне. М.В. Фрунзе в камере смертников изучал английский язык. А "коммунист-революционер" Анатолий Плево попросил принести ему в тюремную камеру Библию. Один знакомый пролетарий, тяжело заболев, попросил перед смертью "солененькой селедочки". Кому-то этот подбор фактов покажется случайным, но для меня он отражает эволюцию сознания наших людей. На бытовом уровне оно все больше попадает под прессинг буржуазной пропаганды, буржуазной рекламы, самого дешевого буржуазного потребительства.

Сегодня через систему заработной платы пролетариат контролирует не такую уж малую часть национального дохода. Сегодня вопрос стоит не только и, возможно, даже не столько в том, СКОЛЬКО он получает, а в том, КУДА он тратит то, что получает. Улучшение материального положения пролетариата без освобождения из-под духовной опеки буржуазии не только не освободит его от капитализма, но еще больше привяжет к последнему.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".