РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 488 >> Культура
 

О. Моряк
И песня зовёт к борьбе

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?6692



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

В идущей по Невскому нашей краснознамённой колонне "Ленинград первомайский" звучали через усилитель советские мелодии. В том числе прокрутили несколько советских лирических песен: "Сормовская лирическая", "Текстильный городок" и другие. Это вызвало недоумение у некоторых наших молодых товарищей. Прозвучало мнение, что жанр "ностальгических воспоминаний" не подходящий для боевого мая; мол, музыка должна звать к борьбе. А на контраргумент, что песни для борьбы можно использовать и лирические, нужно только уметь их преподнести, последовало мнение, что у молодых и стариков разное восприятие музыкального материала. Вопрос, что называется, интересный, и хотелось бы высказаться по нему поподробнее.

Спор о музыке - лишь иллюстрация отношения к существу нашего движения. Рассуждения типа "старые-молодые" ПОДМЕНЯЮТ существо дела. В действительности, вопрос в другом:

1. Соответствуют те или иные формы (в том числе музыкальные) выражению стремлений, переживаний, эмоций отдельного человека, класса, массы?

2. Соответствуют ли лозунги, призывы, облечённые в ту или иную форму (в том числе музыкальную), классовому движению сегодня?

То есть, находят ли сами лозунги сознательный отзыв или душевный отклик у тех, на кого мы хотим воздействовать? Близко ли им само содержание лозунгов? Может ли человек сделать хотя бы полшага вперёд в осознании своих особенных классовых интересов через содержание и формы, которые вызывают эмоциональные переживания? Вот в этом и заключается решение задачи воздействия.

Как только мы слышим на партийных собраниях или форумах рассуждения "старые-молодые", мы должны насторожиться: значит, дело плохо, и плохое не в том, что не тянут "старые", а в том, что нет соответствия задачам и требованиям политического момента в развитии рабочего движения.

Вернёмся к 1 мая. Как отмечал Ленин, в каждой нации живут две культуры, и одна из них - культура пролетарская, народная, вторая - буржуазная. Достижения социалистических наций, рождавшиеся в величайшей борьбе за социализм, выразились и в музыке, песнях. Поэтому песенная культура - вовсе не пустяк, а отражение истинных переживаний советского народа. Не говоря уже о том, что советская музыкальная культура - это достижение, а сегодняшняя буржуазная есть разложение музыкальной культуры. Отчего так? Да оттого, что и близко ещё не подошли дела молодых поколений к сознательной революционной борьбе, к душевным переживаниям (в том числе и глубоко личным) строителей социализма или защитников социалистического Отечества. Но это как раз и является основанием к тому, чтобы песни слушать, приближаясь к тем высоким образцам жизни народа, которые в них нашли своё отражение. А не угождать дурным вкусам буржуазной культуры.

Там и тогда, где сама история ставит народ перед необходимостью борьбы, и народ находит в себе силы встать на борьбу, там НЕТ деления на "молодые-старые". Посмотрите на Донбасс. Там наряду со "старым" песенным искусством возрождается (в муках и противоречиях) и народная песенная культура. Солдатская, народная.

Так что размышления должны быть не на тему противопоставления "молодое - старое", а на тему противоположности: революционное - реакционное, практическое-донкихотское, пролетарское-мелкобуржуазное. Так обстоит дело и в искусстве. С учетом формы и даже моды, конечно.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".