РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 485 >> Культура
 

Дмитрий ВОЛГИН
Репрессированный Сталин

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?6642



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Не так давно большинство федеральных телеканалов и информ-агентств наперебой сообщали, что в культурной столице обнаружен портрет последнего российского императора Николая II, спрятанный на обратной стороне портрета Владимира Ильича Ленина. А вот о недавней находке в Центральном военно-морском музее сообщили лишь несколько питерских изданий. А между тем, история-то весьма интересная и показательная.

Дело в том, что некоторое время назад Военно-морской музей поменял, что называется, место своей дислокации: по решению городских властей учреждение вместе со всей экспозицией переехало из здания Биржи в бывшие Крюковские казармы. Вот как описывает происходящее в дальнейшем городская газета "Санкт-Петербургские ведомости":

...После того, как мы завершили переезд из Биржи в Крюковские казармы, из нашего прежнего здания вдруг раздался звонок: "Вы забыли свои экспонаты!". Мы не могли понять, как такое могло случиться, и немедленно выехали на место", - рассказывает научный сотрудник отдела научно-фондовой работы ЦВММ Екатерина Казанская. И вот что оказалось: когда рабочие стали разбирать обшивку стены, разделявшей бывшее хранилище спецфонда, обнаружили там шесть замурованных бронзовых бюстов, причем в идеальной сохранности. Сталина "опознали" сразу, с остальными оказалось сложнее.

Позже выяснилось, что обнаруженные социалистические артефакты были официально исключены из коллекции музея в начале 1960-х годов. То есть аккурат в эпоху "хрущевской оттепели", после пресловутого ХХ-го съезда партии, когда с подачи Никиты Сергеевича началось оголтелое развенчание "культа личности". Ну, а изваяния сподвижников Иосифа Виссарионовича попали, вероятно, "под раздачу", что называется, до кучи. Однако музейные работники решили не быть "в тренде", и, очевидно, с определенным риском для своей карьеры и, возможно, даже свободы решили спрятать попавшие в опалу монументы советским лидерам сталинской эпохи. Тем более что авторами бюстов оказались весьма известные советские мастера. Так, бюст Маленкова изваял автор многих памятников Пушкину Михаил Аникушин. Одно из бронзовых изваяний Иосифа Сталина было отлито в мастерской Академии художеств скульптором Евгением Захаровым, известным по многочисленным памятникам ленинианы. Второй бюст вождя народов вышел из-под рук знаменитых ленинградских скульпторов Вениамина Боголюбова и Владимира Ингала. Автор одного из двух бюстов Вячеслава Молотова - Роберт Таурит, который был соавтором мемориала "Родина-мать" на ленинградском Пискаревском кладбище. Ну, а автором бюста Лазаря Кагановича оказалась Татьяна Кирпичникова - скульптор, работы которой находятся во многих музеях северной столицы.

Но, как видим, рассказывать широко и громогласно о "репрессиях" в отношении монументов Сталина и его соратников в нынешних свободных СМИ как-то не принято. Как и о людях, с риском для себя противостоявших первым проявлениям "десоветизации". Вероятно, потому что не сильно это укладывается в ту антисоветскую схему пропаганды, которая главенствует сегодня в России.

А пока все желающие могут увидеть спасенные изваяния Сталина со товарищи на выставке "Вожди и флот", которая в эти дни открывается на берегах Невы в стенах Центрального военно-морского музея.

Кстати, по свидетельствам ветеранов-архитекторов и ряда очевидцев, в том же Питере, возможно, есть еще один пример "спасения Сталина". Как утверждают специалисты, на станции метро "Нарвская", которая изначально при постройке носила название "Сталинская", за фальш-стеной сохранилось историческое мозаичное панно с изображением Иосифа Виссарионовича, исполненное по работе Александра Герасимова, первого президента Академии художеств СССР. Однако все попытки коммунистов Ленинградского отделения РКРП и руководства РОТ ФРОНТа достучаться до петербургских властей с предложением проверить достоверность этих сведений методом простого бурения, и узнать - сохранилось ли произведение искусства, принадлежащее к историческому облику станции "Нарвская" (к слову, охраняемой ЮНЕСКО), пока не увенчались успехом...

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".