РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 479 >> Культура
 

Виктор ВОЛКОВ
Тема высокая. Исполнение - современное
Рецензия на фильм "28 панфиловцев"

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?6525



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Появление фильма, рассказывающего о подвиге панфиловцев - этом символе героизма советского народа при защите своей столицы, - явление отрадное.

Обращение к этой теме после длительного периода, когда буржуазная пропаганда агрессивно уверяла, что никаких 28 панфиловцев не существовало в природе, и они есть "миф советского агитпропа", можно только приветствовать. Но в то же время есть в картине такие черты и такие сюжетные линии, которые не позволяют сказать её создателям "спасибо и на этом". Имеются в виду отступления от исторической правды в отношении истоков подвига советских бойцов. Авторы постарались подогнать их стойкость и мужество под "патриотические" тенденции ныне правящей в стране буржуазии. Много призывов показать врагу "как русские любят свою Родину", объяснений жертвенности тем, что сражаются "за Россию". Но в фильме, вроде бы прославляющем подвиг советских солдат, ценой своей жизни защитивших Советскую Родину, ни разу не звучат слова "советский", "Советский Союз", "СССР", "коммунист", "Ленин", "Сталин".

Есть действительно возвышенный и волнующий поныне призыв политрука Василия Клочкова: "Отступать нам некуда. И помереть нельзя. Такой нам выпал рубеж". Но есть и не совсем внятные диалоги героев. Например, о том, что существуют родина и отечество, и "родина - это где живут, а отечество - как живут". Или два бойца перед боем касаются "национального вопроса". Один говорит, что сейчас все они русские, а робкое уточнение второго, что вообще-то он казах, встречает категоричным: "Мы сейчас за Россию бьёмся. Будем за Казахстан, тогда всем покажем, кто такие казахи". Тот же политрук Василий Клочков (актёр Алексей Морозов) произносит перед строем пафосную речь о том, что "русские бойцы заставили немцев усомниться в непобедимости великой германской армии". Странно, что у него при этом на полушубке не обнаруживается значка "Единой России".

Все эти "непонятки" легко снимаются, если вспомнить несколько фраз из посвящённого 24-й годовщине Великого Октября доклада И.В.Сталина 6 ноября 1941 года (за десять дней до бессмертного боя у разъезда Дубосеково). Сталин говорил, что после нападения фашистской Германии на Советский Союз: советский строй выдержал испытание и укрепил свой тыл; семья народов СССР превратилась в единый нерушимый лагерь; моральное состояние Красной Армии выше, чем немецкой, ибо она защищает свою Родину, а идея защиты своего Отечества порождает в нашей армии героев. (Как видим, никакого противоречия между Родиной и социалистическим Отечеством, и это единство рождает панфиловцев). Но как раз о таких истоках подвига создатели фильма говорить не могут. Как утверждали наши предки, "свои пределы не прейдеша". А тут "пределом" служит установка на сброс подвига советского народа на сугубо национальный уровень.

Наряду с этой, идеологической, слабостью очевидны и слабости чисто художественные. Главная беда заключается в том, что авторам не удалось раскрыть образы героев. Персонажи получились какими-то картонными, без прошлого, без истории. Отсутствуют сложные человеческие отношения. Мы видим просто группу людей в шинелях. Вот типичная сцена общения персонажей. Лейтенант, сыгранный сценаристом и одним из режиссёров Андреем Шальопой, проводит занятие, объясняет бойцам устройство немецкого танка. В это время опытный красноармеец Иван Москаленко подбадривает сослуживцев незатейливыми солдатскими шутками. Остальные солдаты молча кивают головами. То есть создатели картины не рассказывают нам ни о том, кем были герои до войны, ни о том, какие между ними отношения. Этакая однородная группа защитников Родины.

В другой сцене солдаты куда-то идут колонной. Один из них сбивчиво рассказывает историю о том, как в Японии семь героев спасли деревню от бандитов. На самом деле, пересказывает сюжет фильма "Семь самураев". Другой солдат его поправляет: дескать, дело было в Америке, и начинает раскрывать сюжет фильма "Великолепная семёрка". Третий боец замечает, что события происходили вовсе в Древней Греции, и обращается к фабуле "Трёхсот спартанцев". Возможно, создатели картины "28 панфиловцев" хотели блеснуть знанием мирового кинематографа, однако при чём тут кино, снимавшееся после окончания Второй мировой войны?

Что касается самого боя, то он изображён весьма схематично. Сначала немцы ведут артобстрел из тяжёлых орудий. Стреляют, стреляют, стреляют... Наши бойцы в это время прячутся в окопах, разных щелях. Покуривают. Ведут разговоры "за жизнь". "Сегодня, хлопцы, за Родину помирать нэ трэба. Сегодня за Родину трэба пожиты..." Затем немецкие танки идут в наступление. Красноармейцы встречают их огнём из лёгких пушек, противотанковых ружей, винтовок и автоматов. Подбивают танки гранатами, жгут бутылками с "коктейлем Молотова". Немцы отступают.

Собравшись с силами, фашисты проводят повторную атаку. Снова всё повторяется, однако накал становится сильнее. Всё вокруг грохочет, взрывается, горит, летят комья земли. Красноармейцы героически подбивают вражеские танки, однако сами погибают. Их становится всё меньше и меньше....

В какой-то момент бой заканчивается, а спустя некоторое время зритель видит знаменитый мемориальный комплекс, воздвигнутый у разъезда Дубосеково. Ещё через несколько секунд идут титры. Конец фильма, пожалуйте на выход.

В целом, фильм получился несколько ходульным и за душу не берущим. Создатели картины не дотянули до той задачи, которую перед собой ставили. Про фильм можно сказать, что высокая тема раскрыта чересчур поверхностно. А она заслуживает много большего.

От редакции:

Эта рецензия вызвала живое обсуждение на сайтах РОТ ФРОНТа и РКРП. Уважаемый ветеран пишет: рецензент картины сравнивает ее не с фильмами, вышедшими в буржуазное время, а с фильмами, созданными в советское время. Поэтому он не видит его прогрессивной роли именно для условий нынешней буржуазной России. После оплевывания панфиловцев, Зои Космодемьянской, после предложений всякой мрази сдать Ленинград фашистам и т.д.этот фильм как глоток свежего воздуха. Наконец-то дали отпор пачкунам. При этом надо понимать, что по - другому, с советским пафосом, фильм просто не выпустили бы на экраны.

Другой ветеран разъясняет: Вот в такой реакции хороших советских людей и есть самый главный вред этого фильма и других подобных действий властей. Именно с целью вызвать такую реакцию и осуществляются такие действия. Людям начинает казаться, что власти могут и даже хотят заступиться за наше великое советское прошлое. И значит - нужно поддерживать их в этих стремлениях. А они этого в принципе не могут хотеть, потому что их интересы этого никак не могут допустить. "Разыскивать интересы тех или иных классов".... Иначе - обречены оставаться "глупенькими жертвами обмана и самообмана...", так учил Ленин. По сути, происходит следующее - в сознании людей умело и последовательно вытравливается вообще всё революционное, коммунистическое, советское. Дескать, вся эта идеология не имеет особого отношения к великой Победе. Забудьте...Россия победила, это главное. Идет приватизация великой победы сегодняшними "патриотическими" властями РФ.

Вот так. И оба правы?

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".