РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 474 >> Культура
 

Геннадий АЛЁХИН, Вера БАСИСТОВА
Чашка мёда с каплей яда

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?6413



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Протестно-коммунистическая и советская литература в последние 25 лет пусть малыми тиражами, но продолжала выпускаться; коммунистическую кино- и видеопродукцию, в виде новых видеороликов и старых советских фильмов, через интернет и различные относительно прогрессивные телеканалы люди продолжали смотреть; на концерты песен сопротивления и студии "Союз" продолжали приходить. Также и в серьёзном изобразительном искусстве. Развитие социалистического реализма идёт через проведение выставок, то есть живое общение со зрителем.

После выставки в Манеже шедевров социалистического реализма осенью прошлого года, экспозиции крупнейшего художника соцреализма Гелия Коржева нынешней весной в новом здании Третьяковки, юбилейного показа работ А. Герасимова (автор знаменитых портретов В.И. Ленина и И.В. Сталина) в здании бывшего музея Ленина москвичи получили возможность вновь окунуться в атмосферу советского искусства.

"Наша Родина - СССР" - выставка с таким привлекательным названием, проходящая под эгидой КПРФ, открылась в помещении Московского фонда мира (МФМ). Выставка сугубо камерная - один небольшой зал. Знаменитых полотен Герасимова, Коржева, Пластова, Дейнеки здесь нет, да они, наверное, и не уместились бы в таком ограниченном пространстве. Из признанных шедевров - два портрета В.И. Ленина, в том числе классическая работа Н.А. Андреева, одна из двухсот работ его графической Ленинианы, и "Ленин в парке, на скамейке" (1957 г.) Анатолия Яр-Кравченко.

Советское пластическое искусство представлено тремя небольшими скульптурами. Одна изображает идущего С.П. Королёва - его узнаёшь сразу по сосредоточенности, напряжённой мысли и упорству, которые ощущаются в этой коренастой фигуре и упрямом наклоне головы. Вторая - идущий в бой матрос со сжатыми кулаками. Третья, и, наверное, самая значительная - боец с пистолетом: он полусидит, поскольку подняться не может, но поза и выражение его мужественного лица говорят о непреклонной воле и решимости бороться до последнего вздоха.

Ещё один приятный момент - осмотр экспозиции сопровождается исполнением любимых советских песен.

К сожалению, в этой чашке (на бочку не тянет) мёда есть своя капля дёгтя. Представлены два портрета Путина. Вот уж кто к социалистическому реализму и к нашей Родине СССР не имеет никакого отношения! Устроители то ли забыли, то ли не сочли нужным их убрать. На столике с тетрадью для отзывов, слева и справа от портрета Ленина, по флажку. Слева, что вполне закономерно, флажок МФМ - синий с голубем; справа, что непонятно, - триколор буржуазной РФ с двуглавым орлом. Ленин - и этот символ капиталистической эксплуатации! Нелепость, соединение несоединимого. Приспосабливаются ради выживания? Но не слишком ли приспосабливаются? Не слишком ли верноподданнически выглядит такое для мероприятия якобы оппозиционной и якобы "коммунистической" партии? Неужели и намеченная в 2017 г. выставка к столетию Октября тоже не обойдётся без портретов Путина и триколора?

Сегодня, когда выросла потребность масс трудящихся в настоящем искусстве, искусстве советском, КПРФ явно отстаёт от требований времени: ни надлежащей рекламы, ни достойного тематики зала, Конечно, большое им спасибо за пионерский галстук, подаренный на память, но...

А в общем, даже такая, в чём-то соглашательская (с Путиным!) выставка социалистического реализма - расцвета изобразительного искусства - радует. Она удовлетворяет потребность в прекрасном и идейно значимом в жизни в миллионы раз больше, чем все выставки современного буржуазного искусства. Их искусство лишь углубляет упадок, искажённость, ущербность и отчуждение людей, подавая через кривое зеркало жизнь современного перегнивающего империализма.

Картины с выставки

Если подробнее говорить об экспонатах этой выставки, то нужно, прежде всего, упомянуть живописные изображения Владимира Ильича Ленина. Всего их семь; кроме уже названных, можно отметить малоизвестную, но просто прекрасную, пожалуй, близкую к шедевру работу Владимира Кузнецова, изображающую Ленина и Дзержинского на природе. Четыре работы посвящены Сталину: большой портрет; тоже большое, очень интересное полотно Сергея Солодовника (1947 г.) "Молотов на приёме у Сталина"; сравнительно малый по размеру, но значительный по содержанию холст Петра Бучкина "Сталин пишет наказ рабочему депутату"; картина "Сталин и Киров на Волховстрое" Александра Самохвалова (1950 г.) - вот стоят близкие всем советским людям руководители, веет от Сталина надёжностью, от Кирова - ощущением творческой жилки.

Очень добрая тёплая картина Анатолия Горбенко (1979 г.) "Приём в пионеры в Звёздном городке" - рядом с памятником Гагарину детям повязывают красные галстуки. Как продолжение темы - картина "Приём в комсомол" И. Городецкой: момент вступления в комсомол советского юноши. От всех персонажей картины веет молодым светлым оптимизмом. Большой яркий портрет Гагарина - "сын Земли и звёзд" изображён в шлеме с надписью "СССР". Особенно трогает за сердце "Тревога" Николая Бабасюка: юный красноармеец бьёт в барабан (сразу вспоминается Лерик из знаменитой "Сказки о громком барабане" С. Могилевской). Есть на выставке картины, посвящённые Ленинграду, в том числе "Крейсер "Аврора" Эгиля Вейдеманиса. Несколько картин посвящено Великой Отечественной войне, две из них о подвиге матросов, которые смело идут в атаку.

Когда глядишь на такие полотна, на душе теплеет, и кажется, что ты сам становишься лучше и в чем-то сам "подрастаешь". Потому что перед тобой запечатлённая художником и устремлённая в будущее жизнь-борьба, жизнь-свершение, жизнь-творчество. И насколько жалким на таком фоне кажется трюкачество разного буржуазного "модерна"!

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".