РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 472 >> Общество
 

Оксана СНЕГИРЬ
На сторону рабочего класса встают лучшие

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?6359



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Даже наиболее выдающиеся по уму представители буржуазии в сравнении с Марксом, Энгельсом и Лениным предстают пигмеями. В спорах основатели марксизма "играючи" разбивают своих противников, без труда вскрывают их ложь, лукавство и тупость. Случайно ли такое? Нет, перед нами закономерность. Кем были Маркс, Энгельс, Ленин? Они были интеллигентами, боровшимися за дело рабочего класса, выразителями его интересов и глашатаями его идеологии.

Известно, что интеллигенция - рупор господствующего класса. Она формулирует и оглашает его идеологию, внедряет её в общественное сознание. В классовом обществе, основанном на частной собственности, угнетении и эксплуатации, интеллигенция служит классу, владеющему собственностью, классу-эксплуататору. Она прославляет и сам этот класс, и его господство над угнетёнными, и весь общественный уклад, вытекающий из такого господства. Всеми доступными средствами она распространяет идеи о том, что такой порядок - единственно правильный, единственно возможный, а потому - вечный и не подлежащий изменению. А любые попытки его изменить - безрассудны, безнравственны и преступны.

В истории наступают моменты, когда на сцену выходит новый класс, прогрессивный и противопоставляющий себя старому, господствующему. Этот молодой класс стремится уничтожить господство старого и разрушить весь устаревший, отживший порядок. Он борется за революцию - за новое общественное устройство, за слом того, что мешает обществу идти вперёд. В какие отношения вступает интеллигенция - слуга и рупор господствующего класса - с вышедшим на сцену истории молодым революционным классом - зависит от природы борющегося класса и природы того общественного переворота, который он призван совершить. История знала два таких момента, когда на арену выходил новый революционный класс и начинал борьбу со старым за своё господство и за новое общественное устройство. В первый раз молодая, революционная буржуазия вступила в противоборство с феодальной аристократией и абсолютизмом. Во второй раз новый революционный класс - пролетариат - вступил в борьбу с буржуазией, ставшей к тому времени классом реакционным и враждебным развитию. Эта борьба продолжается и поныне, и будет продолжаться до тех пор, пока пролетариат не одержит полную победу и не создаст общество без враждебных классов.

Условия, при которых эти два класса - буржуазия и пролетариат - вступают в борьбу, сильно разнятся. Как известно, новые капиталистические отношения зарождаются в недрах старого, феодального строя. Носители этих новых отношений - класс буржуа - уже в старом строе, при власти феодалов, обладают экономическим могуществом. В их руках то, от чего зависит жизнь общества, - в их руках средства производства. Они ещё не обладают властью политической, но им уже в значительной мере принадлежит власть экономическая.

При таком положении, конечно, представители буржуазии имеют доступ к культуре и просвещению, имеют возможность заниматься наукой и искусством. Культурные, просвещённые представители класса буржуазии и становятся его интеллигенцией - выразителями его идеологии. Они, служа своему классу, выражая его интересы, борются за свержение власти феодалов.

Они ведут идеологическую борьбу с феодализмом - критикуют все устаревшие, отжившие общественные институты, и особенно главные из них - абсолютизм и сословное деление общества. Они объявляют войну религии, которая служит старому классу, освящая старый порядок. В своей борьбе со старым классом и с его идеологией они поднимают знамя борьбы за демократические свободы и свободу мысли.

Совсем иное мы видим, когда начинает свою борьбу пролетариат. Если новые, капиталистические отношения зарождаются в недрах старого, феодального строя, ещё при политической власти феодалов, то новые, социалистические отношения не могут зародиться в капитализме, при господстве буржуазии. Для того, чтобы они стали возможны, рабочий класс сперва должен уничтожить власть буржуазии и установить свою диктатуру.

Если в феодальном строе новый класс - буржуа - обладает экономическим могуществом и возможностью приобщаться к культуре и образованию, то под властью буржуазии пролетариат не обладает никаким экономическим могуществом и никакой возможностью приобщаться к культуре. Всё это находится у других - у господствующего класса, у буржуазии. Пролетариат не имеет никакой собственности. Доступ к культуре и образованию закрыт для него нищетой и постоянным каторжным трудом на тех, у кого в руках и собственность, и возможность заниматься наукой.

Следовательно - новый революционный класс, пролетариат - не может создать своей собственной интеллигенции, которая станет выразителем его идеологии в борьбе с буржуазией. Эту роль берут на себя те представители буржуазной интеллигенции, которые отрекаются от своего класса и переходят на сторону пролетариата.

Какими же должны быть люди, которые порывают со своей средой и становятся на сторону рабочего класса? Ясно, что это могут быть только лучшие представители буржуазии, которые по уму и нравственным качествам резко поднимаются над своей средой, стоят колоссально выше подавляющего большинства людей своего класса.

Они перешли на сторону рабочего класса, поскольку осознали законы исторического развития. Поняли, что тысячелетнее движение человечества по дороге общественного прогресса - это движение к коммунизму. Поняли неизбежность гибели капитализма и прогрессивную роль нового революционного класса, пролетариата, как освободителя всех угнетенных и творца нового общества. И они встали на его сторону в борьбе с тем классом, к которому сами изначально принадлежали.

Чтобы осознать законы исторического развития, требуется незаурядный ум. Ум, который способен вырваться из пут классовых предрассудков, подняться над ограниченностью своей среды. Это по плечу далеко не каждому представителю буржуазии. Только люди необыкновенного ума способны на такое. Ну, а для того, чтобы открыть и впервые сформулировать эти законы, и вовсе требуется ум титана.

Они не только поняли неизбежность гибели своего класса, но и признали эту гибель необходимой и исторически справедливой, и отдали все силы для её приближения. Для такого требуются честность, самоотверженность и полное бескорыстие. На это способны только люди высокой нравственной чистоты, для которых истина и общественное благо действительно дороже личных интересов.

Наконец, вступая на путь борьбы со своим собственным классом, они проявляли огромное мужество и силу характера. Они отлично понимали, что встают на сторону класса, который был парией в современном обществе, который не имел ни власти, ни имущества. Он не имел пока что и сил для борьбы с противником. Видели и понимали они и огромную мощь врагов рабочего класса и вполне отдавали себе отчёт, что буржуазия будет драться за свою власть и богатства, и рабочему классу предстоит борьба не на жизнь, а насмерть. Они понимали, что прежде чем придёт победа, рабочий класс принесет многие жертвы, потерпит не одно тяжёлое поражение. И возможно, их самих ожидает гибель.

Порывая со своим классом, они тем самым часто разрывали все родственные и дружеские связи, становились в глазах родных и близких отщепенцами, людьми, потерянными для общества, преступниками. Чтобы вопреки всему давлению, решиться и вступить на выбранный путь, не побояться ни лишений, ни гибели, ни осуждения близких, нужно иметь огромное мужество и волю.

Из этого мы можем понять: какими людьми были те представители буржуазии, которые порывали со своим классом и вставали на сторону рабочих. То были в полном смысле лучшие из них - люди огромного ума, редкой нравственной чистоты, непреклонной воли и подвижнического, героического склада характера. Вообще, на сторону прогрессивного, революционного класса всегда встают самые лучшие и передовые представители интеллигенции. Например, гениальные французские просветители - Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескьё - выступали именно как идеологи революционной буржуазии. Их философия была направлена против идеологии феодальной аристократии: против теологии, сословных предрассудков и абсолютизма. И все они были безмерно выше даже самых выдающихся идеологов старого класса.

Поэтому не случайно, а совершенно закономерно, что на сторону рабочего класса встали такие титаны ума и характера, как Маркс, Энгельс и Ленин. Да, на сторону рабочего класса встает меньшинство интеллигенции, но это - лучшие ее представители. Таким интеллигентам рабочий класс отвечает искренним уважением и доверием, принимает их в свои ряды, как товарищей по борьбе. Они могут гордиться тем, что исполнили свой долг, встали на сторону угнетённых, боролись в рядах революционного класса за новое справедливое общество.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".