РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 471 >> История
 

Т.Р.
Здравствуй, "Аврора"!

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?6342



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

"Аврора" давно стала одним из символов северной столицы, и потому пустовавшее почти два года без нее место у Петроградской набережной сделало город каким-то неузнаваемо неуютным. Но в ночь на 16 июля при содействии 4-х буксиров и разведенных мостах она вернулась, радостно встреченная тысячами горожан. Значит, снова "Здравствуй, Аврора"?

Легендой "Аврора" стала потому, что судьба ей выпала совершенно исключительная. Заложенный в 1896 г. на судостроительной верфи Новое Адмиралтейство крейсер был спущен на воду 24 мая 1900 г. В Цусимском сражении 14-15 мая 1905 г. принял боевое крещение. Затем вернулся на Балтику, и пока не грянула Первая мировая война, использовался как учебный корабль. Активно себя проявил в боевых действиях. В феврале 1917 г. его из Петрограда в очередной раз собирались вывести в бой, однако матросы именно "Авроры" восстали и подняли над крейсером красный флаг революции. А 25 октября (7 ноября) 1917 года холостым выстрелом носового орудия в сторону Зимнего дворца "предупредили" министров Временного правительства: "Срок действия ультиматума, предъявленного военно-революционным комитетом вам, господа, истек, и вам пора уходить". ("Которые тут, временные, слазь, кончилось ваше время...", - как написал поэт).

После такого "предупреждения" - сигнала Великой социалистической революции "Аврора" стала всемирно знаменитой. В 1924 г. награждена орденом Красного Знамени ЦИК СССР, в 1927 г. - орденом Красного Знамени. До 1940 г. практику на корабле проходили курсанты военно-морских училищ. Блокаду Великой Отечественной "Аврора" перенесла вместе с ленинградцами, принимая у Ораниенбаума на себя обстрелы и бомбовые удары. После одного из налетов в пробоины поступила вода. Корабль был полузатоплен, а его орудия установлены на Дудергофских высотах.

В 1944 г. с грунта "Аврору" подняли, наружную обшивку изнутри, за неимением ничего иного, залатали ниже ватерлинии железобетоном. В ноябре 1948 г. корабль в таком состоянии поставили на ставшую хорошо известной всему миру стоянку у Петроградской набережной. Здесь он стал символом Ленинграда и учебной базой находящегося напротив Нахимовского училища. А в 1956 г. на нем открыли филиал Центрального Военно-морского музея, в 1968 г. легендарный корабль был награжден орденом Октябрьской революции.

Однако время брало свое. Подводная часть "Авроры" в силу коррозийных причин превратилась в решето, и в 1984-1987 гг. на Ленинградском судостроительном заводе им. Жданова судно подверглось своему первому капитальному ремонту. Тогда выбирали: или ценой больших затрат и в течение длительного времени подводную часть восстановить, или быстро, без крупных затрат ее просто заменить. Пошли по второму пути, а вот бронзовые форштевень и ахтерштевень - особо прочные носовые и кормовые конструктивные элементы - были из старого корпуса вынуты и перенесены в новый.

Ну, а 21 сентября 2014 г. "Аврора" ушла на второй капитальный ремонт, теперь уже на Кронштадтском морском заводе, и 16 июля 2016 г. оттуда вернулась.

Являясь филиалом ЦВММ, "Аврора" еще и корабль № 1 Балтийского флота с обязательным присутствием на ней боевого экипажа и командира. Поэтому ремонт в 800 млн. руб. осуществлялся именно по линии ВМФ. Что архиважно и для Музея, - на "Авроре" остались свыше 1700 исторических деталей, узлов и механизмов разных периодов ее службы, в том числе более 1500 еще сохранившихся с момента постройки корабля.

Такая "Аврора" - это совершенно уникальный, огромный Музей, при посещении которого увидишь и машинное, и котельное отделения, радиостанцию, фотографии, документы и личные вещи экипажа, осмотришь и вооружение начала ХХ в.

Обновлена экспозиция, упор в которой делается на участии "Авроры" в Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной войнах - при наступившем российском капитализме ещё более капитально "ремонтируют" историю "крейсера революции". Много о военно-историческом прошлом корабля и ничего о его роли в прорыве человечества в коммунистическое завтра. И это естественно.

Ведь "Аврора" стала знаменитой, действительно, одним единственным своим холостым выстрелом. Стрельнула разок в сторону Зимнего дворца, а весь капиталистический мир до сих пор трясется от страха, всюду находит следы большевиков и Коминтерна, шарахается от призраков революции и социализма.

Удивительным образом название крейсера "Аврора", т.е. Заря ,совпало с направлением коренного изменения человеческой жизни, которое его выстрел обозначил. А когда пришли иные, капиталистические времена, власти втихаря, но упорно и последовательно повели декоммунизацию "корабля революции". Поскольку при любом обсуждении перспектив коренных перемен в стране вспоминают "Аврору" и её знаменитый выстрел. Замечательный питерский поэт Молчанов написал стихотворение "Пора заряжать Аврору":

В развале Страна Советов,
В разрухе Великий Город.
Довольно терпеть нам это,
Пора заряжать "Аврору"!
Довольно народам-братьям
Гореть на кострах раздора!
На что кровь и жизни тратим?
Пора заряжать "Аврору"!
Деянья отцов и дедов
Затоптаны в грязь позора,
Низвергнуты в прах победы.
Пора заряжать "Аврору"!
Великие идеалы
Похерены жадной сворой,
Предавшей нас капиталу.
Пора заряжать "Аврору"!
В чумном пиру беззаконья
Страною торгуют воры,
Пора заряжать "Аврору"!
А то и её загонят...

Это действительно так. Ряды борющихся против власти буржуазии будут только расти, и острота борьбы только усиливаться. В результате такой борьбы "Аврора" когда-нибудь снова станет символом движения человечества к человеческому обществу - социализму.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".