РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 468 >> РОТ ФРОНТ
 

Шлифовальщик
Какой "свободой" пахнет в Ельцин-центре?

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?6270



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

В майские праздники я решил окультуриться и посетить в Екатеринбурге Ельцин-центр (он же музей Ельцина). Хотел узнать подробнее о героической биографии первого президента "новой России". До посещения музея из славного прошлого Бориса Николаевича я помнил только обещание лечь на рельсы, обмоченное колесо самолёта, дирижирование оркестром, да падение с моста. Но как уверяют власти, Ельцин совершил и немало великих дел, для напоминания о которых и построили этот музей за скромные 7 миллиардов нефтерублей.

Кто бы что ни говорил, а здание красивое. Вокруг чистенько, фонтаны, публика гуляет. Перед зданием памятник Борису Николаевичу. Злые языки напрасно уверяли, что памятник выполнен в виде бутылки водки, заткнутой теннисной ракеткой. Первый президент свободной России вмурован в стелу и, опираясь обо что-то невидимое, оттуда смотрит сверху на дорогих, понимаешь, россиян.

Внутри центра оформление тоже достойное, имеются буфет и ресторан с неплохим выбором спиртного (цены, правда, зверские), везде приятно пахнет, как в турецких отелях. Очень много вежливых охранников, надёжно защищающих объект от разных напастей. Цены на посещение музея демократичные: 200 рублей со взрослого. Вместо того, чтобы платить бешеные деньги за билет в театр, небогатый россиянин вполне может здесь получить свою порцию сценического искусства.

Рядом со входом висит большой стенд с названиями организаций и фамилиями лиц, оказавших помощь в создании Ельцин-центра. Приятно видеть, как в списке гармонично соседствуют пламенные патриоты с махровыми либералами. Возможно, это и есть то самое единение всего российского народа, о котором так пекутся власти.

В музее посетителям "для разогрева" предлагается посмотреть короткий фильм "Россия в поисках свободы". Из фильма можно узнать, каким сложным путём Россия с начала времён шла к свободе, которая наступила только в 90-е. Естественно, особенно туго со свободой было в советскую эпоху. Создатели фильма поскромничали и оценили число уничтоженных большевиками "всего" в 20 миллионов. Правда, несколько положительных слов сказали про ДнепроГЭС и Великую Отечественную, но с оговоркой, что всё это "вопреки" и "с огромными жертвами". Тут либеральные авторы фильма пели в унисон с патриотами, утверждающими, что все завоевания социализма совершены загадочным "простым мужиком", которому постоянно мешали коммунисты.

Далее посетителю предстоит пройти через узкий коридор, заставленный экспозициями доельцинской эпохи, разбитыми по основным периодам: переворот пьяной матросни, красный террор, застенки НКВД, хрущёвская кукуруза. На стендах плакаты советских времён грамотно перемежают фотографии голодных детей, невинно арестованных и прочих ужасов.

Слегка одурев от кошмаров советской эпохи, посетитель поднимается на второй этаж, где ему предстоит ознакомиться с "Семью днями, которые изменили Россию". В отличие от трудовой недели господа бога по сотворению мира, семь ельцинских дней идут не подряд: путч, "наполнение прилавков", принятие конституции, преодоление дефолта. Неохваченными остались такие подвиги как Первая Чеченская, расстрел Дома Советов, крепкий сон по прибытии в Ирландию, пляски с певцом Осиным, рельсы опять же...

А из того, что попало в экспозиции, опишу лишь самое яркое. Ельциновский "день третий", например, посвящён спасению страны от голода. В одной комнатке показан "типичный магазин советской эпохи", существующий в альтернативной действительной либеральной реальности: из товаров лишь трёхлитровки берёзового сока и пирамиды банок морской капусты, на всякий случай приклеенные к прилавку. Вместе со мной с экспозицией знакомилась молодая пара. Девушка удивлялась ненормальности советских людей, которые, сидя на столь жёсткой капустно-берёзовой диете, смогли победить фашистов и ещё чего-то там строить. А молодой человек пытался отковырять одну из консервных банок, чтобы выяснить, указывали ли кровавые большевики на продуктах состав и калорийность. Зато в другой комнате, для контраста, показано изобилие, наступившее в результате реформ. Продукты по непонятным причинам не показали (кроме спирта "Рояль" и водки "Абсолют"), зато на стенде выставили огромное количество тогдашней бытовой техники и одежды.

Один из "дней" посвящён скандальной предвыборной акции "Не дай бог". О ней создатели музея вспоминали с лёгкой ноткой игривости. Мол, как молоды мы были, ещё не умели толком организовывать предвыборный пиар, ну да ничего, на благо всё пошло. А вот октябрь 1993-го показан как-то невнятно. В одной из комнат грудой навалены милицейские щиты, а в другой, минуя разные неприятные моменты, создатели перешли сразу к новоиспечённой конституции, статьи из которой пугающе читают с экрана звёзды российского кино и эстрады.

Ну и, наконец, апофеоз всей выставки - зал свободы, которой на Руси и не пахло до Ельцина. Большевики, конечно, тоже говорили о свободе, но то была свобода неправильная. Недалёкие коммунисты считали, что человек свободен, если он обеспечен работой, где его не могут "оптимизировать", бесплатным образованием в любом количестве и прочей тоталитарной глупостью. А особо упёртые и поныне никак не поймут, какую-такую свободу принёс им Борис Николаевич, если при нём люди стали баррикадировать жилища железными дверями и решётками, в учреждения невозможно попасть без паспорта, милиция обзавелась резиновым дубьём, при входе в аэропорт шмонают, как в тюрьме, а детей сопровождают в школу родители вплоть до совершеннолетия. Вот зал свободы как раз и призван развеять все сомнения.

Свободы, каковых оформители зала насчитали пять, представляют собой столбы с экранами, и с каждого столба разные деятели непрерывно говорят о той вольности, под которой повешен экран. Господин Ельцин, утверждают, принёс закабалённому россиянину следующие свободы: предпринимательства (крайне "необходимая" большинству населения), передвижения (уже не очень актуальна после недавних турецко-египетских скандалов), собраний и объединений (про это стараются не упоминать после событий на Болотной), мысли и слова (про неё стыдливо умалчивают вот уже лет десять; мыслить, в принципе, не запрещают, но только нечасто и молча), совести (добыта методом плагиата у коммунистических тиранов). Недоумение вызвало малое количество представленных свобод. То ли только перечисленные считают наиважнейшими, то ли зал маловат, то ли просто денег не хватило на остальные.

Перед выходом каждый посетитель может демократично присесть на лавочку рядом с бронзовым Ельциным, выполненным в натуральную величину. Присел и я, опершись о тёплый бок отца русской демократии. И совершенно неожиданно размечтался, что бы я сделал на месте руководства музея, чтобы выцыганить ещё деньжат из госбюджета. Можно, например, сделать живые инсталляции, изображающие "простых мужиков", закованных в коммунистические кандалы. Посетители бы шли, а за ноги их цепляли изнурённые тоталитаризмом сограждане. А время от времени по залам бы проносился первый президент, разрывая цепи и даря дорогим россиянам свободу и демократию. Здорово ведь? Всего-то уйдёт пара-тройка миллиардов, сущие копейки для нашего нефтебюджета.

Неожиданно мне показалось, что бронзовый Ельцин прочёл мои мысли, покровительственно улыбнулся, и от него повеяло ветерком перемен с лёгким ароматом свежего перегара.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".