РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 467 >> Культура
 

Валерий ИСАЧЕНКО
Ленин - литератор
Выступление на конференции в Разливе "Ленин и современность"

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?6253



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Люди моего поколения (дети войны) со школьной скамьи знали о том, что Ленин был незаурядным литератором. В одной из анкет он называл себя именно так, на что имел полное право. Хорошо помню, как легко и с каким удовольствием впитывал в своё сознание (а не заучивал!) целые фрагменты из его статей о Льве Толстом (кто ещё написал о нём лучше Ленина?), о литературе и искусстве, "О национальной гордости великороссов". Только теперь я понимаю, в чём тут дело. Литературным даром обладали многие русские люди того времени. Но не все литераторы становились писателями, которые отличаются от всех пишущих умением создавать художественные образы.

В богатом литературном наследии Ленина (газетные статьи на "злобу дня", книги, программные выступления и мн. др.) можно выделить произведения, называемые художественной публицистикой; в них Владимир Ильич достойно продолжает и развивает традиции Радищева, Щедрина, Герцена, Толстого. Об умении Ильича образно мыслить говорили многие современники. Последние его статьи по вопросам, казалось бы, далёким от "высокого искусства", превосходны своей логичностью, ясностью и доходчивостью. А ведь речь в них идёт о том, как жить и работать дальше. И это не прожектёрство и не праздные мечтания чеховских героев. В этих статьях каждое слово на своём месте.

В наши дни слово "литератор" обесценено и опошлено. Так величают себя радио- и телебрехуны, бойкие, развязные журналисты и газетчики. Это слово нередко звучит как ругательное, что на совести (впрочем, о какой совести можно говорить?) власти и режима, для которых ленинское наследие - самый страшный враг. Потому и не говорят в современной школе о ленинских статьях о Толстом, а заодно и самого графа урезали, а Щедрина вовсе убрали.

Я не буду цитировать отдельные фразы из ленинских статей о Толстом, как было принято когда-то в наших вузах. Все три статьи нужно читать неторопливо, вдумчиво, слышать живой голос Ленина - не просто литератора или критика (у нас их немало), а художника слова. Когда читаешь статью "О национальной гордости великороссов", возникает ощущение, что Ленин долго вынашивал её, мысленно полемизируя с оппонентами, а написал словно на одном дыхании, с вдохновением.

Множество ленинских высказываний встречается в воспоминаниях современников. Какой замечательный подарок могли бы преподнести широкому читателю умные и чуткие литературоведы, собери они воедино ленинские фразы в отдельный сборник с научными комментариями и справочным аппаратом! Без сомнения, это стало бы для многих открытием подлинного, а не иконописного Ленина.

Так что же представляет собой литературный стиль Ленина? "Оценки Ленина и его практические предложения так же гениально просты, как, скажем, описания Толстого, а литературный стиль Ленина целиком можно сопоставить со стилем Толстого...". В довольно субъективной и путаной характеристике Ленина, которую дал Н.А. Бердяев, верно отмечено сходство двух гениев. О том же, независимо друг от друга, говорили многие видные современники Ленина.

Общеизвестно отношение Ленина к Щедрину - около 400 ссылок на гения русской сатиры в его произведениях. Щедрин для Ленина не почитаемый классик, а современник. Быть может, Александр Ульянов рассказал младшему брату об исторической встрече с писателем на Литейном, 60. Ленину был близок Тютчев - мощной концентрацией мыслей и чувств, выраженных в лаконичной форме, без "поэтического" пустословия. К этому стремился и Ленин.

Интересны ленинские высказывания о культуре, записанные К. Цеткин. Они настолько убедительны и выразительны, что трудно извлечь из них отдельные слова для цитирования. Это вызывает в памяти многочисленные строки Салтыкова-Щедрина, посвящённые искусству, - истинные "стихотворения в прозе". Иногда Ленин давал понять, что и он в иных условиях мог бы писать об искусстве более подробно и поэтично. Но жизнь требовала от него другого - того, что мог делать он и только он.

Современники единодушно отмечали, что Ленин в совершенстве владел искусством устного рассказа - особым литературным жанром, ныне почти исчезнувшим. Хрестоматийные примеры - мысли о Толстом, Бетховене, о "героях" Щедрина; некоторые из них приведены в очерке М. Горького. Писатель особенно выделяет "слитность, законченность, прямоту, силу его речи", отсутствие "украшений" и в то же время художественную выразительность его речей и бесед. Горький отмечал глубинный, а не квасной патриотизм Ленина, который он выражал в своеобразной форме. Примеров сколько угодно. "Мы - народ по преимуществу талантливый, но ленивого ума". Не очень приятно, но разве не о том же говорили Пушкин и Щедрин? А восторженный отклик на сцену охоты в "Войне и мире" - разве это не стихотворение в прозе? "Европа беднее нас талантливыми людьми", - не без гордости за свою страну утверждал Ленин. Известный учёный С.Ф. Ольденбург подчёркивал, что все слова Ленина - "боевые", и, наконец, важная мысль о том, что даже узкоспециальная литература (техническая и др.) должна быть Литературой. Комментарии излишни.

Голос Ленина был голосом борца, утверждавшего, что задача искусства - выход "из рабства". Любопытная деталь: Ленин высоко ставил поэзию и сожалел, что не умеет писать стихи. Не будет лишним напомнить, что многие поэмы и стихотворения Маяковского, созданные после смерти вождя, - это, по существу, высокохудожественное воплощение многих блестящих по форме выступлений Ленина. Очевидно, что ленинский стиль оказал определённое воздействие на почерк поэта, и публицистика Ленина близка поэзии позднего Маяковского.

Завершая этот скромный очерк, ещё раз вернёмся к его началу. Как работал Ильич? По-разному. Изучение источников, анализ и обобщение, долго вынашиваемая мысль, импровизация. Фраза рождается в результате каждодневной работы ума и сердца или же как воображаемый диалог с "читателем - другом" (по Щедрину), либо с оппонентом. Подобно Щедрину, он предпочитал полемику, дискуссии спокойной, бесконфликтной беседе и всегда выходил победителем. Охотно и всегда уместно вставлял в свою речь (беседу, лекцию, доклад) пословицы, поговорки, слова из русских народных и революционных песен, а иногда из зарубежных и русских опер.

Надо ли говорить об актуальности ленинского литературного наследия? Да, надо. Ценность его будет лишь возрастать. У него могли бы очень многому поучиться нынешние косноязычные филологи и литературоведы, искусствоведы и экскурсоводы, не умеющие конспектировать и работать с архивными и литературными источниками, лекторы по распространению всевозможных "знаний" и др. Во всём этом Владимир Ильич Ленин был, есть и будет впереди.

В. Исаченко, художник,
лауреат Всесоюзных выставок к 100-летию В.И. Ленина

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".