РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 465 >> Культура
 

Геннадий АЛЁХИН, Вера БАСИСТОВА
Россия вчера и сегодня глазами соцреалиста

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?6205



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Люди, определяющие ход дел в стране, мне глубоко несимпатичны. Те, процветающие круги, которые вышли сейчас на арену, мне неинтересны, и я, как художник, не вижу ни малейшего смысла исследовать эту часть общества. Но мне интересны люди, которые, наоборот, выпадают из этой обоймы. "Лишние люди" - сегодня это довольно-таки широкий круг. Люди отверженные, словно выброшенные из жизни и не востребованные нынешней эпохой. Их судьба, их внутренняя борьба мне интересны. Они для меня представляют подлинный предмет искусства.

Г. М. Коржев

В новом здании Третьяковской Галереи была открыта экспозиция, посвящённая творчеству гениального Гелия Коржева. Мы пошли на встречу с творчеством человека, который остался верен себе, своему социалистическому реализму (и даже посмертную свою выставку 2013 года успел назвать "Библия глазами соцреалиста"). Известно, что Коржев стал одним из прототипов главного героя романа Владимира Тендрякова "Свидание с Нефертити" - талантливого художника Федора Материна. Материн всю жизнь оставался верен стремлению выяснить вопрос "Что есть истина в искусстве". Мастер социалистического реализма Гелий Михайлович Коржев этот вопрос для себя решил.

Здесь можно увидеть фильм о Коржеве - интервью с ним, снятое американским журналистом в середине 90-х годов. (Коржев, в советское время возглавлявший Союз художников РСФСР и руководивший творческой мастерской живописи при Академии художеств СССР, с наступлением буржуазной эпохи стал не нужен. Российские власти, на поклон к которым он не пошёл, его просто "забыли", а американцы воспользовались случаем и приобрели у попавшего в сложное положение художника ряд картин.) Слушаем: Коржев говорит о своей молодости, первых шагах в искусстве, о том, как пришло к нему призвание писать суровую правду жизни. О том, что реализм не должен превращаться в натурализм, поэтому, кроме ПРАВДЫ, надо уметь увидеть ИСТИНУ - то есть уметь делать обобщение. Можно изображать и страшное, уродливое, безобразное, но при одном условии: художник обязан увидеть и указать другим путь ПРЕОДОЛЕНИЯ зла.

Буржуазные критиканы уже успели наследить. Некий С. Соловьёв под подлым названием "Живописный перегар", так сказать, "навалил огромную духовную кучу". Отметив сначала чистую правду - "В Третьяковской галерее зажгли звезду советского реализма", он затем обрушился на прекрасные картины Коржева как на "густо раскрашенные плакаты". Особенность этих реалистических полотен - умение довести изображение до плакатной простоты и чёткости - выдаётся за недостаток. Другой "критик", Ф. Ромер, встревожился по поводу выставки: "И боюсь, что вскорости на нас ниагарским потоком пойдут реабилитационные блокбастеры мастеров советской эпохи, которые на самом деле были величайшими художниками современности, экспериментаторами, идеологическими диверсантами, опередившими своё время талантами и т.д." (Он боится, а мы, коммунисты, очень надеемся).

Есть отзывы с национал-патриотическим, таким же буржуазным уклоном. Выделяется публикация в газете "Культура" - интервью К. Воротынцевой с куратором выставки Н. Александровой под заглавием "На чистом Гелии". Александрова гнёт всё в сторону Серафима Саровского и Георгия Победоносца. Такого рода искусствоведы признают величие Коржева, но при этом делают акцент не на главных темах его творчества, а на библейских сюжетах. Основное же - верность соцреализму, тему труда, протест против несправедливой действительности буржуазного общества - старательно обходят стороной.

Коржев объективно был и остался ярчайшим представителем социалистического реализма, продолжателем по существу - хоть и в иных формах - того дела, которое начали корифеи советской живописи 20-40-х годов. Более того. На наш взгляд, Коржев на рубеже веков стал и крупнейшим представителем социально-протестного направления в живописи. Его фантасмагории - это ярчайший протест против бездушной буржуазной действительности. Мощнейшее протестное полотно - "Вставай, Иван!". Да, народ пока лежит, но он обязательно встанет. И вновь над миром взойдёт Солнце Труда - солнце "Серпа и Молота". А для всех тюрликов и породивших их иуд горбачёвского, ельцинского и путинского времени пробьёт час великого суда. А на нём прокурорами от тех, кто пережил и перестрадал трагедию буржуазной контрреволюции, будут и картины Гелия Коржева.

Ленин говорил о Толстом, что он - "зеркало русской революции". Коржев в последние годы стал разоблачающим, гневным зеркалом буржуазной контрреволюции.

Подробный отчёт о выставке читайте в материале "Соцреалист Гелий Коржев как зеркало буржуазной контрреволюции" тех же авторов.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".