РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 464 >> Культура
 

К. Е.
"Клоп" на подмостках

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?6179



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

В Международный женский день на подмостках петербургского Театра Эстрады им. А. Райкина состоялась премьера новой постановки спектакля "Клоп" по мотивам пьесы В. Маяковского. Главный герой - Иван Присыпкин, бывший рабочий и бывший партиец, а теперь - жених. Небольшого росточка и с несколько придурковатой миной на лице. Из того сорта людей, что ничем не интересуются, никого не любят и ничего делать не умеют. Вот и невесту себе подыскал, нэпманшу-парикмахершу Эльзевиру Ренесанс. Страшную, но зато богатую. В мечтах о будущей сытой жизни Иван Присыпкин (переименовавший себя в Пьера Скрипкина) таскается по сцене добрую половину первого акта. Его сопровождает дружок - разнузданный гопник Олег Баян, радующийся будущей дармовой выпивке и закуске.

Иван-Пьер, Олег и вся компания представлены в образах современных "неформалов", "героев" именно нашего времени. Проститутки, наркоманы, извращенцы, бандиты, панки. Они беспрестанно переругиваются, задирают друг друга, хамят и развратничают.

Владимир Маяковский - новатор своего времени, его футуристические стихи шокировали современную ему публику. Для них Маяковский был хулиган, позер, неформал, но только не литератор-классик. Режиссеры ушли в сторону от "историзма". Герои их спектакля вскользь говорят о малопонятных для современной публики гражданской войне, партийцах, нэпманах (в зале в основном молодежь). Они показывают героев "Клопа" - мелкобуржуазную мещанскую клоаку в узнаваемых образах современников. Порадовало, что режиссёры постарались уйти от мэйнстрима современного "искусства" - вульгарного антисоветизма, огульного охаивания ценностей революционной эпохи.

Авторы спектакля беспощадно бичуют знакомые нам по сегодняшней жизни пороки: пошлость, лень, приспособленчество, вседозволенность, бездуховность, мещанство, опасные своей агрессивностью и нахрапом. Недавний солдат и рабочий, Присыпкин превращается в маленького хищника, готового по трупам идти к своей цели - сытой жизни за счет других. Такой тип способен на любое зло. В отличие от того, что в оригинале, Присыпкина не осуждают даже его товарищи по рабочей общаге, такие же партийцы. Они лишь завидуют, что не им, а Присыпкину выпал "счастливый билет" в виде нэпманши-невесты.

Присыпкин же счастлив в орущем и визжащем стаде друзей своей парикмахерши. Льется рекой вино, вспыхивают потасовки, люди без чувств валятся на пол, кто-то обжимается по углам. На сцене бойкая молодежь, у них задор и напор, как у героев Маяковского. На сцену выкатывают железные бочки, в них стучат, как в барабаны. Не знаю, как задумывалась сцена режиссерами, но в ней я увидел "его величество" Майдан во всём его безобразии. Визги, вопли. Кто-то скачет, кто-то молится. На заднем плане мелькает довольно узнаваемый персонаж с адским трезубцем.

Внезапно на сцене появляется Зоя Березкина с канистрой. В огненном смерче "свадьба" исчезает.

Второй акт переносит нас на полторы тысячи лет тому вперед. Институт человеческих воскрешений размораживает и оживляет откопанных из-под тонн земли и мусора Присыпкина и пригревшегося на его груди клопа. Будущее предстает перед зрителями как мир людей с промытыми мозгами, безжизненных, одинаковых, бесстрастных. Мне они вообще показались давно умершими. Всей этой тоталитарной сектой зомби в белых робах руководит директор института - жрец с посохом пророка Моисея. В этом будущем воплотились все страхи нас, сегодняшних: тотальный контроль, даже за мыслями, полное подчинение в любых действиях. Разумеется, пьяница и дебошир Присыпкин не нужен в обществе будущего. У Маяковского будущее радостно и совершенно, и в нем Присыпкину не место именно из-за его пороков. Здесь же будущее безрадостное и беспросветное, и тут клоп-индивидуалист Присыпкин не ко двору обществу эгоистов и индивидуалистов в квадрате.

Но дух сатиры Владимира Маяковского сохранен. Мы можем вместе посмотреть на наш мир вседозволенности, наживы и эгоизма. Можем задуматься, куда катимся.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".