РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 462 >> РОТ ФРОНТ
 

Олег ТАРАНОВ
Куда пойдут "сплатоненные" деньги?

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?6126



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Когда ввели систему "Платон", и начались протесты дальнобойщиков, власти успокаивали нас: "Тяжёлые грузовики разбивают дороги, вот пусть их владельцы и платят на ремонт дорог из своего кармана". Это убедило многих граждан, которым, в конечном счёте, и придётся оплачивать эти поборы, покупая подорожавшие продукты. Давайте посмотрим, правильно ли они сделали, что поверили и успокоились.

Начнём с того, что система "Платон" должна собирать около 50 млрд рублей в год, и пятая часть от этой суммы идёт в доход оператору системы - ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы". А дальше, учитывая структуру собственности компании, существенная доля тех денег будет обогащать одиозного миллиардера Аркадия Ротенберга. И заявление Путина, что собранные деньги до последней копейки пойдут в дорожный фонд, не должно никого смущать. Если даже все собранные деньги действительно пойдут в дорожный фонд, то контора Ротенберга просто получит свои 10 млрд в год из другого кармана.

Так на что же будут потрачены деньги, собранные системой "Платон"? На ремонт разбитых фурами дорог? Даже Путин признал, что это не так: "...все сборы до последней копейки поступают на дорожное строительство в регионах Российской Федерации". Проще говоря, вас обманули, российские разбитые дороги лучше не станут, но деньги всё-таки пойдут на полезное дело - на строительство новых дорог.

"Ну ладно, строительство дорог тоже нужно", - подумали доверчивые граждане и снова успокоились. Но вот появился первый проект, претендующий на использование "сплатоненных" денег. Давайте поглядим, что там.

5 февраля Правительство Хабаровского края во главе с губернатором Вячеславом Шпортом провело презентацию проекта "Обход Хабаровска". На презентацию были приглашены потенциально заинтересованные инвесторы. Кстати, 60% участников - иностранные компании из Германии, Франции, США, Китая, Южной Кореи и др. стран. Проект предусматривает строительство 4-полосной трассы протяжённостью более 26 километров. Дорога предполагается платной, а её строительство и эксплуатация совместным с частным инвестором на условиях концессии.

75% финансирования строительства за государством (из фондов Росавтодора и бюджета Хабаровского края) в виде "капитального гранта". То есть безвозмездно. Плюс к этому край осуществляет проектно-изыскательские работы и подготовку территории. Частный инвестор финансирует из собственных и заёмных средств оставшуюся четверть и строит трассу в период 2017-2019 гг.

Когда трасса построена, она переходит к частному инвестору на срок концессии (в разных источниках называется 15 лет или 23 года). Инвестор собирает с проезжающих деньги. Пока предполагается, что проезд для легковушки будет стоить 112 рублей. Но по опыту известно, что обычно в таких соглашениях тариф привязан к индексу потребительских цен. Что характерно - индексацию зарплат сейчас вообще предпочитают не проводить, пенсии и другие социальные выплаты индексируют на уровень, заметно меньший даже официальной инфляции. Зато тарифы индексируются по полной - по индексу потребительских цен.

Но что если ездить по платной трассе окажется для людей слишком дорогим удовольствием? Что если доход от дороги окажется меньшим, чем рассчитывали? На этот случай есть замечательное условие: после начала эксплуатации дороги из регионального бюджета инвестору выплачиваются компенсации до уровня минимального гарантированного дохода. Вдумайтесь! Инвестор, независимо от успешности проекта, который на три четверти оплачен из бюджета, будет получать гарантированный доход! Как сказал Остап Бендер: "Чего не сделаешь для блага концессии!".

Это условие уже реализовано в соглашении по строительству другой трассы - Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Санкт-Петербурге. Если годовая выручка окажется менее 9,6 млрд руб., бюджет доплатит компании недостающую сумму.

Лишь при возникновении сверхдохода от трассы "Обход Хабаровска" региональный бюджет получает от этого сверхдохода свою долю. При этом предполагается, что в течение 5 лет до 2024 г., пока инвестор не окупит свои вложения, бюджет вообще ничего не получит. Дальше краевой бюджет, вложивший 11 млрд, не считая возможных затрат на обеспечение гарантированного дохода, начнёт получать ежегодный небольшой доход в 200 млн рублей. К далёкому 2039 г., когда закончится срок концессии, по прогнозу, доход вырастет до полутора миллиардов, а после перехода дороги в собственность края - до 3,5-4 млрд рублей в год. И можно предположить, что в последние годы концессии частный инвестор будет всячески экономить на эксплуатации дороги, в результате чего в собственность края она перейдёт до предела раздолбаной и потребует на ремонт большей доли этого предполагаемого дохода.

Итак, что же получается? Дальнобойщики и простые граждане в виде поборов, налогов и повышенных цен на товары платят миллиарды рублей для того, чтобы государство на три четверти профинансировало проект, от которого крупные банки (вероятно, иностранные) будут пару десятилетий получать гарантированную 20%-ную прибыль. Это не считая возможного получения сверхприбыли подрядчиками, выполняющими проектирование и строительство дороги по завышенным сметам. Не считая того, что кредитующие инвестора под 19% банки получат 4,94 млрд рублей процентов...

Ну так что, читатель, нужно поддержать протесты против "Платона" или лучше оставаться дойной коровой? Если уже понял, что нужно бороться, - следи за сайтом http://antiplaton.info/, где публикуется вся последняя информация о продолжающейся борьбе дальнобойщиков.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".