РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 462 >> Общество
 

Дмитрий ЧЁРНЫЙ
В сырьевой империи летать некуда

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?6120



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Что можно читать взахлеб? Хорошую книгу, хорошую статью? Правильно. А еще, не поверите, старое, 40-летней давности расписание движения самолетов, например, из Воронежского аэропорта.

Вроде самая банальная бумага. Но по ней можно судить о количестве авиарейсов в те годы. О том, какие огромные возможности имел тогда самый рядовой аэропорт страны отправлять своих жителей, куда им угодно. В Москву ежедневно - 23 рейса! В Киев - 10, в Ростов - 7, в Сочи - 6, в Харьков - 3, в Симферополь - 2... Десятки рейсов выполнялись по местным воздушным линиям. И тоже каждый день. Самолеты из Воронежа летали почти в сто городов! До распада СССР аэропорт обслуживал свыше 1 млн пассажиров в год. А что сегодня?

Виталий Бордунов, профессор, эксперт Комитета Госдумы по транспорту:

- Пример, конечно, показательный. Но в Воронеже, заметим, аэропорт все-таки сохранился и продолжает работать. В отличие от других, которые просто исчезли с авиационной карты России. Приведу цифры. На начало 1990-х годов действовало 1450 аэродромов. Сегодня осталось 282. Столько же, сколько лишь в одном из американских штатов, - на Аляске.

Всего в США насчитывается 13 500 аэропортов и аэродромов. Китай осуществляет планы по строительству не менее 100 аэродромов в год.

А какие планы у России? "Невидимая рука рынка" пустила под откос тысячу с лишним аэродромов, оставив миллионы людей, прежде всего районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, без услуг авиации. Свежий пример "захоронения воздушных ворот" преподнесла Карелия: больше года назад здесь было решено закрыть основной аэропорт местных воздушных линий "Пески", созданный в 1935 году. Местные воздушные перевозки приказали долго жить. Зато вдоль бывшей взлётно-посадочной полосы вырастут коттеджи.

США и ЕС уверенно идут к тому, чтобы через шесть лет достичь объемов перевозок по 1 млрд пассажиров в год. Уже сейчас только американские авиакомпании перевозят ежегодно свыше 850 млн пассажиров. Российские показатели - 90 млн пассажиров в год. И если ситуация с аэропортами не изменится, далеко мы не улетим.

У писателя Романа Сенчина имеется повесть "Полоса" - именно про это, про вымирание аэропорта, а вместе с ним авиации. Есть в повести момент разговора с Путиным в прямом эфире, где тот уходит от темы куда-то в пошлины на ввоз иностранных самолётов, короче, подтверждает косвенно, что малым аэродромам нет смысла жить на карте РФ. На карте СССР - да, был смысл. Ибо росли, строились, развивались - социализм силы давал. Снимали фильм "Два воскресенья" (1963 г.), где девушка из строящегося городка прилетает в Москву на выходные, встречает тут свою любовь, а потом снова спешит в свой городок, где работает в сберкассе контролёром, выдает рабочим зарплату и мечтает о новом полёте в Москву (это было совершенно доступно). Сказка? Нет - реальность, но в другой стране, при другом строе, где человек человеку был братом, а не конкурентом. Где шли к коммунизму и летели!

А страна, которой некуда двигаться в исторической перспективе, для которой закрыт коммунизм как будущее, - перестаёт сообщаться и перемещаться в пространстве. Вскоре и пространство перестаёт для неё быть своим, поскольку не освоено. При убогой исторической задаче "выжить" или "встать с колен" - ну, какая уж там авиация? Ползать бы на коленях научиться.

Откуда такая деградация, спросите вы, после людей, воспетых в стихах Роберта Рождественского как те, кто "машины ведут удивительные". Так вот выясняется, что самые прекрасные человеческие качества и самая высокая образованность от падения не спасают, если власть сконструирована на буржуазный лад. Если властвующая идея - частный капитал, частная инициатива, её величество "Моё!". Отсюда следуют на многие годы растянутые муки России как островка СССР, которому некуда плыть. Всё рядом, включая богатства своих недр, - только вот взять их уже нельзя, поскольку по закону они олигархами расхватаны. Логика такая диктует стране обездвиженность, деградацию. Всего-то одна смрадная идейка, лежащая краеугольным камнем во главе целого государства, - капитализм...

И поэтому спешат уничтожить материальные свидетельства другой жизни и, главное, другого, коммунистического будущего, в которое были нацелены острые носы и фюзеляжи советских самолётов. Центральный музей авиации в посёлке Монино Московской области уничтожают, так как он опасен правящему классу. Его обломки хотят перевезти в какой-то парк на потеху патриотам "сырьевой империи".

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".