РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 461 >> Культура
 

А. Паутинычъ
Броненосец "Потёмкин"
Фильм революционный во всех отношениях

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?6105



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

В этом году легендарной ленте Сергея Эйзенштейна исполнилось 90 лет. Однако она по-прежнему не теряет своего авангардного характера и продолжает вдохновлять режиссёров, активистов и простых зрителей по всему миру.

Браться писать материал о фильме, которому посвящены тысячи статей, книг и монографий, крайне трудно. Поэтому я сосредоточусь на том, почему эта лента не потеряла своей актуальности на протяжении стольких лет и остаётся крайне важной для сегодняшнего зрителя. Для начала вспомним, как революционный во всех отношениях фильм появился на свет и как его встретила публика в то время.

В период подготовки ленты на финальном этапе отношение к нему было скептическое. Режиссёр Григорий Александров вспоминал, что прокатчики, просмотрев черновой монтаж работы, премьера которой готовилась к празднованию двадцатилетней годовщины революции 1905 года, посчитали, что зрители её смотреть не будут. ""Знатоки" были удивлены и даже возмущены тем, что в картине не осталось сюжета в их понимании - ни тебе любви, ни погонь, ни приключений с поцелуями. Кое у кого зародилось сомнение и в том, целесообразно ли показывать фильм на торжественном заседании. Обсуждали вопрос о замене "Броненосца "Потемкин"...". Это отношение становится понятным с точки зрения традиционалистского взгляда на российское кино.

"До революции наше кино занималось производством картин преимущественно салонно-бульварного пошиба, - писал знаменитый советский актёр Максим Штраух, сыгравший у Эйзенштейна в "Стачке" шпика, а затем многократно исполнявший в разных фильмах роль Ленина. - Существовала даже такая точка зрения, что не все можно снимать в кино, потому что, видите ли, не все фотогенично. Поэтому снимали лакированные крышки роялей, блестящие поверхности автомобилей, элегантных дам и всякие аксессуары "изящной жизни". Практика Эйзенштейна опрокинула все эти "теории". Смело взявшись за новые для кино темы - рабочее движение, восстание 1905 года, - Эйзенштейн доказал, каким могучим идейным оружием может стать в руках советского художника самое важное из искусств - кино". Только после Октября кинематограф стал искусством в полном смысле слова (с соответствующим изменением отношения к нему). Но старые взгляды на кино ещё довлели.

Впрочем, коренной перелом в сознании общества уже произошёл, что ознаменовала ошеломительная премьера в Большом Театре. Александров вспоминал: "Когда я взбегал по лестницам к кинобудке, меня поразил гром аплодисментов, доносившийся из зала. [...] Но успех превратился в подлинный триумф, когда на экране появился поднимающийся на мачту "Потемкина" красный революционный флаг. Это был действительно красный флаг в черно-белой картине - мы закрасили его красными чернилами. Зал поднялся, и зрители устроили овацию нашему фильму. Оркестр прекратил играть - все равно ничего не было слышно. Музыканты приветствовали картину вместе со всеми зрителями".

То был пролог к триумфальному шествию "Броненосца "Потёмкина"" по всему миру. Всеобщую славу и непреходящую актуальность фильм приобрёл в том числе благодаря сценарию, который со всей тщательностью разрабатывался коммунисткой (член РСДРП с 1907 года) Ниной Агаджановой-Шутко, ставшей впоследствии сценаристом и педагогом, вместе с Эйзенштейном. Ни-на собрала огромный фактический материал, съёмочная группа встречалась с участниками и очевидцами восстания на "Потёмкине". Но то лишь одна сторона медали. Фильм стал не только революционным по содержанию, он совершил поистине революционные действия в мировом киноязыке, благодаря чему вот уже 90 лет регулярно попадает на вершины всевозможных мировых рейтингов, посвящённых кинематографу.

Легендарной стала "сцена с брезентом" - знаменитый эпизод, когда взбунтовавшуюся часть матросов перед расстрелом накрыли парусиной. Эпизод придуман Эйзенштейном ради образа "гигантски развернутой повязки, надетой на глаза осужденных, образа гигантского савана, накинутого на группу живых". Эта сцена, ставшая одной из наиболее сильных в картине, точно передавала дух тех событий. Она настолько впечаталась в сознание зрителей, что через некоторое время появились "очевидцы", искренне "вспоминавшие" этот эпизод во время реального восстания на "Потемкине".

Сегодня "Броненосец "Потёмкин"" входит в обязательную программу всех уважающих себя кинематографических учебных заведений мира. Как же так получилось, что эта и целый ряд других советских лент, снятых совсем молодыми режиссёрами в молодом пролетарском государстве, только что пережившем тягости Гражданской войны и разрухи, стали определяющими в мировом кинематографе? История показала, что революции социальная и культурная идут рука об руку. Качественный переворот всей социально-экономической структуры общества неизбежно приводит к изменениям в принципах создания в этом обществе материальных и духовных ценностей. Всеобщая эмансипация масс бывшей Российской империи привела к творческому взрыву такой силы, который заставил взглянуть всех на Советский Союз как на страну, определяющую культурную повестку дня.

Сегодня, когда общественное значение экранного искусства стало во много раз выше (экран стал нашим пов-седневным спутником), крайне важно понимать принципы, заложенные создателями современного киноязыка. Но понимают это немногие. Фильм, который за первые недели показа посмотрели свыше 300 тысяч советских зрителей, сегодня самый главный интернет-ресурс для кинолюбителей Rutracker.org относит к разделу "Артхаус", т. е. кино не для всех. Даже среди современных российских активистов, причисляющих себя к коммунистам и левым, немало тех, кто не знаком с революционной классикой. Вот и получается, что "Броненосец "Потёмкин"" становится артхаусом, в том числе и потому, что сами активисты не готовы брать на вооружение для пропаганды лучшие образцы революционного творчества.

Современному коммунисту и просто сознательному гражданину необходимо знать историю кино, имея в виду настоящее революционное искусство, а не ту развлекательную жвачку, которая подспудно навязывает конформизм к капиталистической системе. Важно понимать его, чувствовать, заряжаться им для борьбы, да и просто движения вперёд. И если вы ещё не взяли на вооружение эту практику, самое время посмотреть "Броненосец "Потёмкин"" - фильм революционный во всех отношениях. Помогает кое-что понять..., даже многое.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".