РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 460 >> Культура
 

Татьяна ПОЛОСКОВА
Будущее может быть счастливым
Иван Ефремов и его "Туманность Андромеды"

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?6083



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

5 января 1957 года в первом номере журнала "Техника - молодёжи" началась публикация романа Ивана Ефремова "Туманность Андромеды" - этапного в развитии советской фантастики. Это произведение даже противники коммунистической идеологии называли "удачной утопией будущего". А советские читатели - "беспрецедентным романом".

Впрочем, почему утопия? Некоторые научно-технические предсказания Ивана Ефремова из этой и других книг стали реальностью. Например, открытие месторождения алмазов в Якутии и ртутных руд на Южном Алтае, электронная книга, трехмерное телевидение и т.п. Однако основой творчества Ивана Ефремова были рассуждения о морально-этическом развитии общества, человеческих ценностях. Не случайно главной наукой будущего в его книгах является история, а соотношение горя и радости мерилом уровня развития цивилизации.

Общество будущего у Ивана Ефремова не существует в рамках только одной планеты. А потому имеет смысл привести цитату из советского фантастического фильма, который вышел на экраны через 16 лет после опубликования "Туманности Андромеды". Речь идет о картине Будимира Метальникова "Молчание доктора Ивенса". "Что гласит первый закон Земли"? - спрашивает земного ученого член инопланетного экипажа. И услыхав, что таких законов нет, а земляне разделены границами, социальными и этническими барьерами, с горечью констатирует, что Земля еще не созрела для контактов с другими цивилизациями. Иван Ефремов видел Землю как общий дом. И, похоже, знал дороги к этому дому. Не случайно действие "Туманности Андромеды" происходит в эру Великого кольца. Далее за ней идет Эра встретившихся рук. По терминологии Ивана Ефремова, мы остались в Эре разобщенного мира.

Приходится констатировать, что пока реальностью из всех социальных прогнозов Ивана Ефремова стал самый худший вариант общественного устройства, описанный в романе "Час Быка". Этот роман - предупреждение вышел в конце 60-х годов прошлого века. Он о социальной и нравственной катастрофе на планете Торманс, в которой царит разрушающий и сжигающий души ад при жизни. Сам писатель говорил о "взрыве безнравственности", за которым последует "величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры". Царит на Тормансе олигархия, народу остается борьба за выживание и пошлая массовая культура. Эта картина, похоже, сейчас давно утратила границы.

Что касается "Туманности Андромеды", то это произведение долгие годы было не просто фантастическим романом для читателей в СССР, а потом и в России, но и нравственным ориентиром, показывающим, каким может быть человек при разумном устройстве общества, самодисциплине, стремлении к развитию. Теперь оно, похоже, забыто, либо для многих "скучно и малопонятно". На одном из общественных форумов в 2011 году известный российский журналист, претендующий на грамотность и третейские суждения, услышав выражение "идеология "Туманности Андромеды", долго не мог успокоиться. И публично обвинил произнесшего это в неадекватности. И не потому, что он не любит Ивана Ефремова. А потому, что он его не читал. И "Туманность Андромеды" в его понимании - это что-то из космоса. Где-то далеко. А про роман он, очевидно, никогда и не слышал.

Почитайте на форумах в интернете отзывы молодых людей о других произведениях Ивана Ефремова. Души их часто глухи, а потребности сродни потребностям насекомых. Не это ли "Час Быка"? Но беда даже не в этом. а в том, что себе подобным они считают весь мир. "У Ефремова две студентки в "Лезвии бритвы" во время поездки по Средиземноморью обсуждают памятники архитектуры. Этот Ефремов, что не знает, о чем говорят между собой студентки"? - цитата с форума на сайте, посвященном творчеству Ивана Ефремова. Нет, он не знал таких студентов. А если и знал, то не считал данную патологию нормой.

Возможно, сам Ефремов никогда не встречал в современном ему обществе людей, в точности похожих на героев "Туманности Андромеды". Таких как Дар Ветер, Мвен Мас, Веда Конг или Эвда Наль. Но многие черты их людям моего поколения были понятны, близки, различимы в толпе и заставляли совершенствовать себя и окружающий мир. Кстати, Иван Ефремов никогда не лакировал советскую дейст-вительность. Темы репрессий, преступности, нравственных пороков звучат в книгах, посвященных современному ему периоду. И как отголоски - в будущем. Не случайно в "Туманности Андромеды" одной из задач воспитания в школах является противодействие подобному. Судьба ученого Мвен Маса ("Туманность Андромеды"), который ради этически сомнительного, но яркого научного открытия подверг риску жизни тех, кто помогал ему, - пример того, как в будущем могут решаться подобные проблемы. Мвен Мас раскаивается в своём поступке, добровольно удаляется в изгнание на Остров Забвения - убежище для тех, кто желает скрыться от общества или жить, руководствуясь только личными желаниями и страстями. От дальнейшей деградации его спасает любовь и чувство ответственности перед доверившимися ему людьми.

В "Туманности Андромеды" есть несколько сюжетных линий. Любителю фантастики будут интересны космические путешествия героев, те, кто интересуются историей, найдут в книге много нового из этой области знаний. В книге есть описания педагогики будущего, вызвавшие в советское время много дискуссий, как и тема семьи и взаимоотношений мужчины и женщины. У Ефремова вся система жизни и работы человечества в будущем устроена именно так, чтобы человек мог получать радость и удовольствие. Опасным психическим симптомом в понимании Ивана Ефремова является потеря интереса к жизни. Равнодушие по Ефремову - это тоже симптом болезни.

Сам Иван Ефремов вспоминал о времени работы над книгой: "Так и остался у меня в памяти период работы над "Туманностью Андромеды" как время полного уединения, тишины, время, когда передо мной был только письменный стол и звёздное небо, как бы придвинувшееся, приблизившееся ко мне".

А для нас, тех, кого в 1980-е годы называли советской молодежью, романы Ефремова - "Туманность Андромеды", "Час Быка", "Лезвие бритвы" были глотком воздуха, вселявшим веру в то, что жизнь может и должна быть иной.

Что касается самого автора произведения - Ивана Антоновича Ефремова, учёного-палеонтолога, создателя нового научного направления - тафономии, писателя и философа, его личность и жизнь до сих пор остаются загадкой. Идеи Ивана Ефремова настолько опережали время, в котором он жил, что уже при жизни появились слухи, что Ефремов - инопланетянин, индийский йог и т.п. Во всяком случае, человек, обладающий экстраординарными способностями.

Иван Ефремов скончался 5 октября 1972 года, а через месяц после его смерти в квартире писателя сотрудники КГБ СССР провели обыск. По факту смерти завели уголовное дело, которое было прекращено 4 марта 1974 года. И это еще одна тайна Ивана Ефремова.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".