РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 459 >> Первая полоса
 

Цели определились яснее

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?6055



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Пресс-центр РОТ ФРОНТа: 22-го января в Государственной Думе рассматривался закон об обязательной индексации зарплаты. Проект подготовлен рабочими профсоюзами, поддержан РОТ ФРОНТом и внесен депутатами ЗАКСа Карелии. Докладывал нашу позицию по закону в ГД депутат Карельского ЗАКСа, наш товарищ Александр Степанов.

Правительство и "Единая Россия" заранее определили свою позицию - не пропускать! Они ерничали на тему популизма авторов, непонимания представителями организаций трудящихся законов макроэкономики, неучитывания особенностей переживаемого периода - мол, кризис на дворе. На самом деле, как всегда, они все трудности кризиса хотят переложить на плечи народа. Сами господа про себя не забывают и в кризис.

Мы не питали иллюзий по поводу возможностей провести этот закон через буржуйский парламент, нас нисколько не смущает отказ буржуазии от выполнения требований трудящихся. Зато наш Рабочий проект четко указывает направление нашей общей борьбы на ближайшее время. Результат зависит от соотношения сил. Не сегодня, так завтра результат будет.

На наших сайтах организован сбор подписей в поддержку этого Рабочего закона, а, следовательно, за продолжение борьбы.

Предлагаем всем, всем, всем! Пропагандировать Рабочий закон! Подписаться самим и предложить подписать заявление всем друзьям и знакомым.

Борьба будет продолжена!

Приводим текст выступления в ГД Александра Степанова.

Господа Думские заседатели!

Вам представляется законопроект, предложенный депутатами Законодательного Собрания Карелии, причем, надо отметить, что за него голосовало подавляющее число наших депутатов из всех фракций.

(Тексты законопроектов у Вас на руках) Мы предлагаем:

1) изменить 134-ю статью Трудового кодекса, изложив её в новой редакции, обязывающей всех работодателей проводить индексацию не реже одного раза в год, в размере не ниже установленного Федеральным законом минимума,

и

2) Дополнить Кодекс статьей 134.1, которая определяет порядок установления минимального размера индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в субъекте Российской Федерации. Индексация не может быть ниже минимального размера индекса потребительских цен, утвержденного федеральным органом исполнительной власти.

На каких объективных моментах необходимо остановиться (кстати их признают все, в том числе противники данного законопроекта)?

1. Когда в 2002 году вступил в действие Трудовой кодекс РФ, пришедший на смену советскому КЗоТу, 134 статья Трудового кодекса как раз и утверждала, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает её индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Но дело в том, что чёткий порядок индексации в Кодексе не определён, поэтому при существующей вроде бы прогрессивности ст. 134 мы не наблюдаем ни регулярной индексации зарплат, ни её соответствия росту цен. То есть до сих пор положение федерального законодательства остается лишь благим пожеланием. В периоды экономического роста это было не очень заметно, а сегодня его невыполнение является не просто фактом несознательности или недопонимания, а действием по фактическому снижению реальной зарплаты.

2. Присутствие в правоприменительной практике различных толкований данной статьи неоднократно служило поводом для обращений и работников, и работодателей в суды различных инстанций, в том числе - в Конституционный суд РФ. В своем Определении Конституционный Суд РФ ясно указал, что индексация зарплаты как таковая направлена на обеспечение ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников. Но если индексация является государственной гарантией, то, как и в случаях иных государственных гарантий, индексация должна быть обязательной в силу положений соответствующего нормативного акта.

Недавно, в ноябре, появилось еще одно Определение Конституционного Суда (от 19 ноября 2015г. N 2618-О), где в очередной раз подтверждено, что "обязанность об индексации заработной платы на размер инфляции является общей и не зависит от формы собственности и вида управления".

3. Для того, чтобы обеспечение повышения уровня реального содержания ЗП работало как государственная гарантия, предлагается ввести минимум индексации, который будет соответствовать уровню инфляции в соответствующих субъектах. Эта мера позволит более тонко учитывать уровень инфляции по регионам, их экономические и социальные аспекты. Именно это и предлагает наш законопроект. Еще раз обращаю общее внимание - мы не выдумываем ничего нового! Мы просто конкретизируем, в интересах всех российских трудящихся, ту статью и ту норму, которая уже есть в действующем законодательстве!

4. Хотел бы здесь напомнить об истории вопроса. Впервые (в бытность Госдумы VI созыва) с идеей об изменении статьи 134, чтобы индексация для работодателя стала обязательной, еще в 2013 г. выступил профсоюз МПРА, при поддержке профсоюзов Защита, Новопроф, КТР и других. Их поддержала партия Российский Объединенный Трудовой Фронт (РОТ ФРОНТ, чьи лидеры многим из вас знакомы по работе в ГД прошлых лет - В.Ф. Григорьев, В.А. Тюлькин). Многие профорганизации, входящие в ФНПР, также полностью поддержали проект. Под различными петициями за обязательную индексацию заработной платы подписались сотни тысяч граждан России. (Например, на сайте российских общественных инициатив (РОИ) предложение, предусматривающее проведение обязательной индексации заработной не реже одного раза в год, набрало 100.000 голосов).

Уважаемые коллеги, это наши с вами избиратели, волю которых надо учитывать, а вообще-то и исполнять!

5. Мне здесь придется и ответить на обвинения в популизме, которые уже звучат. Во-первых, на наш взгляд, популизмом является как раз нынешний вариант 134-й статьи, который с одной стороны вроде бы обещает людям эту самую индексацию, а с другой - остается в большинстве случаев пустышкой.

Во-вторых, наш законопроект как раз вполне конкретный. Если бы он действовал уже сейчас, то, исходя из цифр официальной инфляции, в текущем году трудящиеся смогли бы требовать прибавку к зарплате минимум в 13 %. Как видим, весьма умеренно.

Надо понимать, что речь идёт не о реальном повышении покупательной способности зарплаты, а всего лишь о частичном её сохранении. Иными словами, чтобы на свою зарплату человек мог купить столько же хлеба, молока, других продуктов, как и прежде. Мы и так все прекрасно понимаем, что реальная инфляция далека от официальной. Я бы еще хотел напомнить, что сохранение покупательной способности населения является однозначным благом для национальной экономики, тем более в эпоху импортозамещения. Отрицать это могут только люди неграмотные или, как стало модно определять в некоторых кругах в последнее время, враги народа - шутка, конечно.)

6. Прокомментирую тот факт, что правительство РФ не поддержало законопроект, заявив, что не видит источников финансирования этой инициативы, поскольку мол, только на обеспечение индексации в социальной сфере и науке потребуется ежегодно более 40 млрд рублей. Однако цифра 40 миллиардов конечно большая, но это только на первый взгляд. Российские СМИ регулярно сообщают, что сопоставимые с ней суммы выделяются то российским банкам, то на поддержку автомобильной промышленности, то еще на увеличение уставных капиталов и поддержку чего-то наукообразного, а фактически крупного капитала.

Наш законопроект, как уже говорилось, идет как инициатива снизу - от трудовых коллективов и рабочих профсоюзов. Люди ведь все видят и понимают. Знают о том, что несмотря на кризисы, растет социальное расслоение и число отечественных миллиардеров. Видят, что в государственных учреждениях зарплата все последние годы растет значительно быстрее, чем инфляция, вам, коллеги, об этом должно быть известно. Знают, что в марте 2014г Президенту и Премьеру зарплата увеличена сразу в 2, 65 раза, а затем и депутатам. Партийно-политическая система тоже живет неплохо: с момента действия закона "О политических партиях" (2003 г.) бюджетное финансирование думских партий выросло в 220 раз!

Люди ведь все понимают, не надо думать, что раз они пока молчат, они одобряют эту несправедливость. Да, в случае принятия данного законопроекта придется менять бюджетную политику, делать ее гораздо более социальной. Но разве это плохо?

7. Нас зачем-то начинают пугать массовыми банкротствами при обязательной индексации зарплат, но это далеко не так. Например, экспортно ориентированные компании в условиях падения курса рубля чувствуют себя очень хорошо. По сути, речь идет о том, что не индексируя зарплату, так называемое предпринимательское сообщество взимает антикризисный налог со своих работников.

Не надо валить с больной головы на здоровую. В реальном секторе экономики другие проблемы, не сравнимые с небольшой индексацией зарплаты. И эти проблемы реального сектора экономики создали не рабочие, которые там трудятся, а экономическая политика правительства, о чем всем хорошо известно. Поэтому правительству правильнее говорить не: "у нас нет средств", а "мы не можем обеспечить" и уступить место другим, которые могут (но это тема другого разговора).

8. И последнее.

В условиях кризиса материальное положение российских трудящихся ухудшается, поэтому особое значение приобретают те нормы законодательства, которые должны поддерживать достойный уровень жизни наемных работников и обеспечить провозглашенный Конституцией социальный характер нашего государства. А для самых малоимущих категорий речь уже идет просто о выживании. Поэтому от лица Законодательного Собрания Карелии, наших избирателей, профсоюзов предлагаю Государственной Думе сделать необходимый шаг и проголосовать за наш законопроект в первом чтении, с тем, чтобы продолжить работу по совершенствованию трудового законодательства.

За внимание - спасибо.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".