РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 459 >> Первая полоса
 

Геннадий ТУРЕЦКИЙ
И трамвай прорывал блокаду
72 года полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?6051



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

27 января 1944 года известно как день полного снятия блокады Ленинграда, а 18 января 1943 года - как день ее прорыва, но далеко не все знают, что моральный прорыв "проклятого кольца" состоялся ещё 15 апреля 1942 года. Тогда по городу, даря ленинградцам жизнь и веру в исполнение всех надежд на лучшее, вновь пошел ленинградский трамвай.

До войны трамвай был самым любимым транспортом горожан, связывавшим с центром все городские районы и некоторые тогдашние пригороды (Озерки, Лигово, Стрельна, Ржевка, деревня Мурзинка в будущем Невском районе, Рыбацкое). По 700-километровой маршрутной сети ленинградского трамвая (43 маршрута и 1835 вагонов) в предвоенном, 1940-м году перевезено 1,2 млрд. пассажиров. Но со сжатием блокадного кольца вся эта насыщенная городская транспортная жизнь оборвалась. В студеную блокадную зиму ленинградцы ходили только пешком, а весь энергозависимый транспорт замерзал вместе с ними. Но весной 1942-го трамвай вдруг снова зазвенел на улицах города Ленина. Пошёл сразу по нескольким маршрутам, вселяя в людей и радость, и веру, что жизнь продолжается, что победа и конец этой проклятой блокады к ним придут.

А началась блокада 8 сентября 1941 г., когда немцы захватили Шлиссельбург и замкнули кольцо вокруг Ленинграда, в котором находились 2,5 миллиона жителей, окончательно. В таких условиях на друга всех горожан - трамвай пришлись практически все нагрузки по перевозке уже не только пассажиров, но и большого количества грузов. В трамвайных парках и на линиях в период блокады работали около 4,5 тыс. человек; многие из них жили здесь же, поскольку работать приходилось по 18 часов в сутки. В трамвайных парках устраивали даже детские сады. Благодаря именно такому труду с июля по декабрь 1941-го к воинским частям было подано 2 тысячи трамвайных вагонов, перевозивших солдат к линии фронта; она находилась всего в нескольких километрах. А в специальных санитарных вагонах увозили обратно раненых. В срочном порядке были также проложены трамвайные пути ко многим предприятиям, на вагонах подвозили хлеб к магазинам.

Однако из-за катастрофической нехватки электрических мощностей число маршрутов и вагонов становилось все меньше. Если до войны трамваи электричество получали, в основном, от тепловых электростанций в черте города, то теперь их пришлось переводить сначала на уголь, потом на торф, а когда блокада замкнулась, на дрова, пока не закончились и они. И из-за окончательного прекращения подачи электроэнергии 52 последних вагона 3 января 1942 г. остановились прямо на линии, и транспортная жизнь в городе замерла. В ряды Красной Армии ушли около 4,5 тысяч рабочих и служащих трамвайного парка, многие из которых не вернулись. В самом Ленинграде 57 работников городского трамвая были убиты или умерли от ран, 211 трамвайщиков - ранены или контужены. Враг полностью разрушил 2 подстанции, 25 зданий служб, повредил 1065 трамваев, уничтожил 153 вагона, вывел из строя 13% путей.

Но после тяжелейшей зимней поры наступила весна 1942-го, разрушенные бомбами и снарядами пути стали постепенно восстанавливать. Первые грузовые трамваи пошли "на пробу" 7 марта. Ну, а уж 15 апреля на 5 маршрутах двинулись 116 трамвайных поездов, в основном, из вагонов МС, выпускавшихся в самом Ленинграде на Кировском заводе. Водителями и кондукторами работали, практически, только женщины и дети. А в обязанности кондукторов входило не только взимание платы за проезд в размере 15 копеек и проверка документов, но и эвакуация пассажиров при всех начинавшихся обстрелах. Ездили они: и кондуктора, и вагоновожатые, и их пассажиры с каждодневным риском.

Так, 30 июня 1942 г. на Московском (тогда Международном) проспекте снарядом разбило двухвагонный поезд: 22 человека ранено и 4 убито. 7 апреля 1943 г. снаряд попал в трамвай, стоявший на остановке на Загородном проспекте, и пострадали десятки пассажиров. 8 августа 1943 г. на Невском проспекте (трамваи ходили тогда и по нему) осколками снаряда, разорвавшегося на остановке, убило 12 и ранило 43 человека. В тот же день около площади Искусств снаряд попал в вагон, и 23 пассажира погибли. Наконец, 4 января 1944 г., когда жизнь в городе уже так менялась к лучшему, на углу Лесного проспекта и улицы академика Лебедева (тогда Нижегородской) снаряд попал в двухвагонный трамвай: 82 человека погибли, а более 90 получили ранения.

Ко дню снятия блокады 27 января 1944 г. трамваи в Ленинграде ходили уже на 14 маршрутах и в день перевозили до 800 тысяч ленинградцев. А 27 января, в этот счастливый для всех день, вагоновожатые радостными звонками одновременно с артиллерийским грохотом салюта салютовали приходу долгожданного освобождения. Ура, ура, всем победителям!

Другой энергозависимый вид транспорта, троллейбус, в городе Ленина появился только в 1936 г. (В отличие от трамвая, начавшего бегать тут еще с 1907 г.). Однако популярность бесшумного и маневренного троллейбуса быстро пошла в гору, и за 5 предвоенных лет численность машин на 5 маршрутах выросла с 4-х до 80. Однако 20 декабря 1941 г. троллейбусные сети были окончательно обесточены, и троллейбусы остались стоять там, где их застало отключение напряжения. И пошли они только после того, как в день снятия блокады 27 января 1944 г. был издан приказ: троллейбусный парк расконсервировать, и работу троллейбусов к маю восстановить. Оставшиеся в городе 122 троллейбуса требовали ремонта, а троллейбусная сеть - восстановления. А также требовались водители и ремонтные бригады. Но за 3 месяца обучение ста водителей организовали, троллейбусы прошли и ремонт, и покраску, и 24 мая 1944 г. троллейбусное движение по маршруту №4 Сызранская улица (за парком Победы) - Адмиралтейство было открыто. Вот как писала об этом "Ленинградская правда": "Плавно огибая выбоины в асфальте Международного (Московского) проспекта - следы разрывавшихся здесь снарядов, троллейбус шел к центру города, ярко-красный, сияющий стеклами и никелированными деталями. Весело приветствовала улица эту первую ласточку. Останавливались и улыбались пешеходы, из окон домов что-то приветственно кричали мальчишки. Хороший день пришел, подарок сделан, троллейбус снова на улицах Ленинграда!".

Что касается второго по массовости вида городского пассажирского транспорта - автобуса, то от своей обычной работы он был освобожден с первого же дня войны. Уже 22 июня 128 автобусов с водителями отправились на фронт. А оставшиеся автобусы стали использовать для перевозки под обстрелами и бомбежками раненых, воинских подразделений и эвакуируемых. Обеспечивались все эти перевозки ценой жизни водителей, ремонтников, диспетчеров. К началу 1942 г. из 163 автобусов на ходу оставались только 32. Однако для эвакуации через Ладогу требовался транспорт, и в кратчайший срок 40 городских автобусов восстановили. С 22 января до начала апреля 1942-го они работали на Дороге жизни. Ими на Большую землю вывезены 214 тыс. человек, а в осажденный город доставлены тысячи тонн продовольствия и боеприпасов.

Ну, а когда война заканчивалась, и шел победный 1945-й, автобусы с фронтов стали возвращать. В июне их в Ленинграде уже 116, что позволило возобновить пассажирские автобусные перевозки. 1 августа 1945 г. регулярное автобусное движение, пусть только на одном маршруте № 1 "Площадь Растрелли - ЦПКиО", открыто. Вскоре маршруты стали прибавлять, и автобусная жизнь Ленинграда стала входить в свое регулярное русло. Люди с улыбками садились, рассматривали через стекло город и радовались такой своей новой, абсолютно мирной победной жизни.

От редакции:

Прочитав этот материал, как-то по-другому воспринимаешь политику сегодняшних питерских властей (да и не только питерских), которая сводится к тому, чтобы как можно большую часть общественного транспорта отдать в руки частников. Мол, это дело нерентабельное, невыгодное...

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".