РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 458 >> Прочие материалы номера
 

Дебилизм как главный ресурс капитализма

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?6043



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Профессор, доктор экономических наук В. Катасонов любит задавать студентам такой вопрос: "Что является главным ресурсом современной экономики?" Ответы разные: нефть, деньги, знания. И всё мимо. "Главный ресурс современной экономики, - торжественно возглашает профессор, - это дурак. Ему можно впарить всё". Смех в зале.

А на самом деле это не шутка, а, как говаривал Остап Бендер, "медицинский факт". Мотором современного развития в капиталистическом мире являются невежество и мракобесие.

Что дальше?

Достаточный житейский комфорт и обеспеченность стали доступны примерно двум третям населения в конце 60-х - начале 70-х годов. Речь, разумеется, идёт о "золотом миллиарде". Базовые бытовые потребности подавляющего большинства обывателей оказались удовлетворенными. Базовые, это значит естественные и более-менее разумные. Потребности в достаточной и здоровой пище, в нормальной и даже не лишённой определённой красоты одежде, в достаточно просторном и гигиеничном жилье. Так вот средний работающий обыватель получил сносное жильё, оснащённое современными удобствами и бытовой техникой, стал прилично питаться, покупать новую одежду, завел автомобиль.

Иными словами, модель развития, основанная на удовлетворении нормальных потребностей, исчерпала себя. У людей не было и не предвиделось ни роста наличных денег, ни роста потребностей. Бизнес мог расти только с ростом населения, но оно тоже перестало прирастать в развитых странах.

Достоевский в "Подростке" пророчил, что наестся человек и спросит: а что же дальше? Но в реальности спросил не человек. Его опередили. Опередил глобальный бизнес. Он первый спросил "Что дальше?" и первый нашёл ответ.

Создают и потребности, и потребителя

Капитализм не может существовать без экспансии. Глобальному бизнесу нужны новые и новые рынки сбыта. И эти рынки были найдены. Их нашли не за морями (там уже было к тому времени нечего ловить), а в душах людей.

Капитализм начал уже не удовлетворять, а создавать всё новые и новые потребности. Так, операторами сотовой связи создана потребность непрерывно болтать по телефону, фармацевтическими корпорациями - потребность постоянно глотать таблетки, фабрикантами одежды - менять её чуть не каждый день и уж во всяком случае - каждый сезон.

Можно также создавать новые опасности - и защищать от них с помощью соответствующих товаров. Защищают от всего: от перхоти, от микробов в унитазе, от излучения сотового телефона.

На первый план вышел маркетинг. Что такое маркетинг? В сущности, это учение о том, как впендюрить ненужное. То есть как сделать так, чтобы ненужное показалось нужным и его купили.

Для того, чтобы люди покупали что попало, разумные доводы отменили. Поскольку речь идёт о навязанных и ложных потребностях - рационально обсуждать их опасно. Навязывание потребностей происходит строго на эмоциональном уровне. Реклама апеллирует к эмоциям - это более низкий пласт психики, чем разум. Ниже эмоций - только инстинкты.

Для того, чтобы процесс шёл бодрее, необходимо устранить препятствия в виде рационального сознания, привычек критического мышления и научных знаний. Всё это мешает глобальной экспансии капитализма. Мешает продавать горы ненужных и пустых вещей.

Глобальный капитализм замахивается на задачу глобального формирования идеального потребителя, полностью лишённого рационального сознания и научных знаний о мире. Известный философ Александр Зиновьев верно сказал, что идеальный потребитель - это что-то вроде трубы, в которую с одного конца закачиваются товары, а из другого они со свистом вылетают на свалку.

Кто такой идеальный потребитель? Это абсолютно невежественный, жизнерадостный придурок, живущий элементарными эмоциями и жаждой новизны. У него гладкая, не обезображенная лишними мыслями физиономия, обритая бритвой "жилет", белозубая улыбка, обработанная соответствующей зубной пастой. Он бодр, позитивен, динамичен и всегда готов. Потреблять. Что именно? Что скажут - то и будет. Ему должно быть надо - всё. Схватив новую игрушку, он должен немедленно бросать прежнюю.

Он должен постоянно перекусывать, испытывая "райское наслаждение", и при этом героически бороться с лишним весом. И при этом не замечать идиотизма своего поведения. Он должен постоянно болтать по телефону, и при этом исступлённо экономить на услугах сотовой связи. Он должен непрерывно защищать своих близких от микробов, что вообще-то совершенно не требуется и даже вредно. И главное, он должен верить - верить всему, что ему скажут, не требуя доказательств.

СМИ - виртуальный "остров дураков"

Для воспитания идеального потребителя необходима повседневная целенаправленная работа по оболваниванию масс. Главнейшую роль в этом деле играет телевидение как наиболее потребляемое СМИ, но им дело не ограничивается.

Потребление не сказать "духовного", но скажем, "виртуального" продукта должно тоже непрестанно радовать или, во всяком случае, не огорчать непонятностью, сложностью. Всё должно быть радостно и позитивно. Любая информация о чём угодно должна низводить всё до уровня элементарной жвачки.

Когда-то М. Горький писал, что есть два типа подхода к созданию литературы и прессы для народа. Буржуазный подход - это стараться опустить тексты до уровня читателя, а второй подход, советский, - поднять читателя до уровня литературы. Советские писатели и журналисты, - считал Горький, - должны поднимать читателя до уровня понимания настоящей литературы и вообще серьёзных текстов. Современные СМИ не опускаются до наличного уровня читателя - они активно тянут самого читателя вниз.

В сущности, современные СМИ - это виртуальный Остров Дураков, блистательно описанный Н. Носовым в "Незнайке на Луне". Вспомним. На некий остров свозят бездомных бродяг. Там их непрерывно развлекают, показывают детективы и мультики, катают на каруселях и др. аттракционах. После некоторого времени пребывания там нормальные люди превращаются в баранов, которых стригут, получая доход от продажи шерсти.

Наши СМИ исправно поставляют заказчикам баранов для стрижки. Как советская пресса имела целью коммунистическое воспитание трудящихся, точно так сегодняшние СМИ имеют целью воспитание идеальных потребителей для глобального бизнеса. Оболванивание начинается со школы, с детских журналов с комиксами, которые купить можно везде, в то время как более разумные журналы распространяются только по подписке и нигде не рекламируются. В результате большинство детей читают только "фэнтези".

Результатом такой целенаправленной политики является невозможность никакой серьёзной дискуссии в СМИ, вообще никакого серьёзного обсуждения чего бы то ни было. Американские специалисты установили, что обычный взрослый американец-телезритель не способен воспринимать и отслеживать последовательное развёртывание какой-либо темы долее трёх минут; дальше он теряет нить разговора. Относительно нашей аудитории данных нет. Сделаем лестное для нашего патриотического чувства предположение, что наши в два раза умней. Тогда они могут слушать не три минуты, а, например, шесть. Ну, и что?

Чему учат в школе?

В простоте своей министр Фурсенко проболтался: цель образования - воспитание культурного потребителя. И современная школа - средняя и высшая - постепенно подтягивается к данной задаче.

Чему сейчас учат? Как себя вести в социуме, как вписаться в коллектив, как сделать видеопрезентацию или написать привлекательное "резюме". А физика с химией - это нудно, совок, прошлый век.

Знать, в смысле держать в голове, - учат нас, - ничего не надо. Всё можно посмотреть в Яндексе. Если человек ничего не знает, то ему можно впарить всё. В этом деле достигнуты огромные успехи. Молодые люди, поступающие на работу в офисы, прилично держатся, опрятно выглядят, имеют некоторые навыки саморекламы и при этом являются совершенными дикарями: не имеют представления ни об истории, ни о географии, ни о базовых законах природы. Чего голову-то забивать?

Мракобесие и невежество - это последнее прибежище современного капитализма. Это не дефект современного общества, а его важнейший компонент. Без него современный рынок существовать не может.

Что будет дальше? Современный капитализм далеко вперёд не заглядывает; для него главное - сегодняшняя экспансия. А она достигается посредством тотальной дебилизации населения. Таков сегодня главный ресурс этого строя.

domestic-lynx.livejournal.com

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".