РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 453 >> История
 

Геннадий ТУРЕЦКИЙ
Кому памятник? Святому или святителю?
Каким он был, "Руси Креститель"

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5928



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Российские власти приняли решение установить в Москве памятник князю Владимиру-святителю Руси. Этим летом тысячелетие кончины Владимира Крестителя широко отмечалось и церковно, и государственно. Для верхов РПЦ такой шум вокруг Крестителя дело понятное. А вот заявления президента Путина, что сей князь "привел народы к обретению веры и духовной опоры", положил "начало созданию единой русской нации и фактически проложил дорогу к строительству сильного централизованного Российского государства" заставляют задуматься и поглубже вникнуть в историю, чтобы разобраться, насколько велик был тот князь, какое такое государство собирался строить и как для этой цели "прививал" христианство на Руси.

Годом крещения Руси принято считать 988-й год. Удивительно, но уже в наше время умудрились даже назвать конкретный день - 28 июля. Как оказалось, это просто день памяти князя Владимира, крещение совершившего. К нему и обратимся.

Рожден был будущий проводник христианства не очень по-княжески: от своего 18-летнего папы Святослава и ключницы Малуши. Узнав про такую связь, бабушка его, княгиня Ольга, сильно осерчала и ключницу эту в положении выгнала куда подальше, где внучок Володя в 960 г., и родился. Родился на Руси еще языческой, где сын рабы мог наследовать своему отцу-князю, а потому позже бабушка его к себе в Киев под присмотр всё же забрала. А с 10 лет, с 970 г., юный Владимир по указке отца стал князем Новгородским.

Однако в 972 г. отец умер, и Киевом стал править старший сын Ярополк. В борьбе с ним за власть следующий сын, удельный древлянский князь Олег, в 977 г. погиб. Узнав о том, Владимир из Новгорода бежал. Бежал, чтобы вместе с дядей своим Добрыней в Скандинавии собрать войско, а собрав, в Новгород вернулся, присланного Ярополком посадника выгнал, и на Киев свергать братишку своего двинулся. Победителю в качестве трофеев доставались и власть, и богатства, и женщины. Первая официальная жена Владимира, норвежская княжна Олава, подарила ему первого сына, Вышеслава. Тем не менее, Владимир, захватив перешедший на сторону Киева Полоцк, решил посвататься и к дочери местного князя, княжне Рогнеде. Но Рогнеда сыну ключницы отказала высокомерно, что вызвало со стороны Владимира жестокую месть. Он княжну на глазах родителей изнасиловал, затем убил её отца, двух братьев, а Рогнеду взял в жены насильно.

И в этом нет ничего удивительного, ибо будущее Красное Солнышко в молодости отличался сластолюбием, за что прозывался "великим распутником". "Повесть временных лет" передает: "Был Владимир побежден похотью, и были у него жены и наложницы несколько сот. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц". К будущей "святости" Владимир готовился, имея до 800 наложниц в разных местах и шесть официальных языческих жен. В 978 г. он с большим варяжским войском подошел к Киеву, где заперся Ярополк, осадил город, а брата якобы на переговоры выманил в городок Родень, где два варяга "подняли его мечами под пазухи". После этого верный себе Владимир прельстился красотой гречанки Юлии - жены Ярополка и тоже сделал ее, уже в положении, своей женой. Юлия родила сына Святополка, который считался как бы "от двух отцов". Как после подобных дел Владимир проходит в Святые, понять сложновато.

И потому, оставив его "святость", давайте лучше разберемся с его великостью. Вокняжившись в июне 978 г. и до конца своей жизни в Киеве, Владимир вошел во вкус боевых походов. В 979 - 981 гг. воевал с польским князем Мешко I за приграничную Червенскую Русь (будущую Галичину), в 981 - 982 гг. присоединил к Древнерусскому государству территорию вятичей, в 983 г. покорил балто-литовское племя ятвегов (судов) и установил контроль над древне-литовской областью Судовией, что открывало путь к Балтике. В 984 г. окончательно покорил радимичей, а в 985г. в союзе с кочевыми тюрками воевал против волжских болгар (булгар), обложил данью тюркскую Хазарию. Так что определённо полезное для Руси делал и территории ее преумножал.

Ну, а что подвигло Владимира стать еще и Крестителем? Неужели какая-то, вдруг нахлынувшая тяга к христианству? Да нет, всё куда прозаичнее. Началась эта история с того, что Владимир захватил принадлежащий Византии в Крыму г. Корсунь (Херсонес). Такой оборот устроить византийского императора Василия II никак не мог, и за возврат Корсуни он посулил Владимиру в жены свою сестру Анну. Однако выйти замуж она могла только за единоверца, а потому перед Владимиром было поставлено категорическое условие: или крещение в христианство, или не видать византийской жены.

Тут киевскому князю пришлось крепко призадуматься. Жившие на Руси славяне-язычники чурались всяких иных вер, включая и христианство. На носителей христианства были гонения, а когда германский император в 962 г. прислал в Киев по просьбе княгини Ольги католических епископа и священников, то были они на Руси так "приняты", что "еле спаслись". Да и сам Владимир, вокняжив в Киеве, сразу воздвиг капище для статуй шести главных языческих богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргала и Мокоши.

Однако в связи с женитьбой на Анне Византийской требовалось принять решение о "выборе вер". Чтобы не ошибиться, Владимир ко двору стал вызывать проповедников и ислама, и иудаизма, и католицизма. Но после беседы с "греческим философом" прельстился крещением "по закону греческому", т.е. будущим православием.

Детали хронологии Крещения разнятся. Сохранившиеся источники указывают лишь год крещения самого Владимира - 987-й. При этом Владимир, согласно практике крещений тех времен, принял в честь шурина своего христианское имя Василий. Заключив брак, он Корсунь отдал Византии а сам вернулся в Киев, где идолы языческие в Днепр повелел сбросить, и приступил к подготовке крещения народа. Так что крещение собственно Руси состоялось только в 989 г., однако исторически его датой принято считать как бы "усредненный" 988-ой год. Реально же христианизация больших территорий Древнерусского государства оказалась процессом длительным, продолжалась не одно десятилетие. Но если в Киеве крещение прошло сравнительно мирно, то в Новгороде оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. А в Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена имели определенную автономию, христиане оставались меньшинством вплоть до XIII века. Язычество долго господствовало и у вятичей.

Владимир после такого своего эпохального свершения стал потише, остепенился и занялся делами государственными. Вел активную внешнюю политику, стал закладывать новые каменные города: Владимир-на-Клязьме (990 г.), Переяславль-Киевский (992) и другие. На Руси начала распространяться и связанная с крещением грамотность, учителями выступали и византийцы, и учившиеся на Афоне болгары. Правда, грамотность утверждалась силой, как свидетельствует летопись: "Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих не утвердились еще в вере и плакали о них, как о мертвых". А киевлян Владимир каждое воскресенье щедро угощал на пирах, за что Красным Солнышком в народные былины и вошел. Начал он и чеканку первых на Руси монет по византийским образцам, чтобы иметь деньги с его, как христианского государя, изображением. Стал по монетам известен и княжеский знак Владимира - "тризуб", также взявший истоки свои из древности, а у Порошенко ставший гербом его Украины.

Последние годы жизни у Владимира выпали сложными: во-первых, в 1011г. скончалась жена Анна, а во-вторых, двое его старших сыновей затеяли тяжбу за власть и начали плести заговоры против слабеющего отца. За что сына Святополка пришлось посадить под стражу. А Ярослав, будущий Ярослав Мудрый, сидевший в Новгороде, огорчил тем, что отказался в 1014 г. платить отцу дань. Смерть настигла Владимира в загородной резиденции в Берестове 15 июля 1015 г. Смерть эту поначалу решили скрыть, ибо Святополк находился под арестом в Киеве и власть мог сразу же узурпировать. Потому тело князя, ковром обернутое, тайно ночью вывезли на санях и привезли в Киевскую, первую на Руси постройки 990 г. каменную церковь, где он рядом с Анной и был похоронен. (Церковь разрушена в 1240 г. при монгольском нашествии).

Сыновья о смерти отца все равно проведали, и меж ними немедленно началась отчаянная борьба. Сначала год (1015 - 1016) покняжил Святополк, прозванный Окаянным. Затем его на два года (1016 - 1018) согнал с "киевского стола" Ярослав Мудрый. Потом Святополк изловчился на год (1018 - 1019) власть опять захватить, ну а уж далее, брата прогнав, правил один Ярослав Мудрый (1019 - 1054).

А что до Владимира, то канонизировать такого сластолюбца РПЦ долго не хотела, и первые сведения о его официальном почитании святым и равноапостольным появились только в XIV веке. А дальше пошло по нарастающей. В 1853г. в Киеве ему был открыт памятник, в 1896 г. освящен построенный Владимирский собор, а указом Святейшего синода в 1888 г. день памяти св. Владимира определили относить к праздникам. Именно это РПЦ с тех пор и празднует 15 июля по юлианскому календарю, а католики, поскольку крещение Владимир принимал еще до раскола христианской церкви, - 28 июля по календарю григорианскому. А сейчас в "возрождающейся России" ликовать в тот день обязали и всех остальных. Ну, а насколько свят и велик был Креститель, насколько в крещении искренен и какой памяти о себе заслуживает, мы увидели. А уж святой или просто святитель, это пусть каждый решает сам.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".