РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 450 >> Первая полоса
 

Отставка железнодорожного патриарха

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5842



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Глава ОАО "Российские Железные Дороги" Владимир Якунин покинул свой пост. В перспективе он рассчитывает стать представителем Калининградской области в Сенате, и им уже представлены в избирком необходимые документы для выставления себя в качестве кандидата на эту должность.

Якунин возглавляет компанию "РЖД" с момента ее создания, когда в 2004 году она заменила Министерство путей сообщения. В общей сложности железные дороги в России обслуживают около миллиона человек, а пользуется ими - так или иначе - все население. Оставив в стороне личность самого Якунина, посмотрим, в каком направлении развивалась подведомственная ему компания все это время.

Первое и самое актуальное для большинства - так называемая "неэффективность" поездов пригородного сообщения. Рост цен на проезд в электричках давно обгоняет рост цен на остальные виды общественного транспорта. К главным "фишкам" - отсутствию льгот для школьников и студентов в летний период - недавно прибавилась еще одна: у пенсионеров Подмосковья с 1 августа отобрали право на бесплатный проезд. Такова политика РЖД: если регион не находит денег на сохранение льгот, так это проблема региона, а не компании. Хотя с граждан берут за проезд все больше и больше, "эффективности" на пригородных маршрутах не прибавляется. Кроме Московской и Ленинградской областей, всюду идет сокращение графика электричек, самые "неэффективные" направления закрываются вовсе.

Второе из актуального для большинства населения - цены на проезд в поездах дальнего следования. Ситуация с ними аналогична той, что описана выше, причём льготы пенсионерам и студентам отсутствуют в принципе. Однако! Депутаты Государственной Думы могут ездить бесплатбесплатно в поездах любых категорий без ограничения. Эта привилегия ставит их выше Героев Социалистического Труда - те могут воспользоваться такой льготой лишь раз в год.

Нет, конечно, за последние 10 лет появились разного рода "хорошие вещи", вроде высокоскоростных поездов: "Сапсан", "Allegro"... Да только доступны такие плоды прогресса в основном обеспеченным людям.

Третий пункт - грузоперевозки, нас они касаются мало. Но и здесь есть интересный момент: отдав вагоны в собственность грузовым компаниям, РЖД сохранила за собой локомотивы. И рост цен на их использование превышает инфляцию в разы. Вот она, коммерческая эффективность во всем!

Это, конечно, далеко не все, что касается политики РЖД под руководством Якунина. Компания просит все больше и больше дотаций из государственного бюджета. Отчитываться о своих доходах железнодорожный патриарх отказывается, и ему это позволяется. Его дача с шубохранилищем, широко обсуждаемая в интернете и СМИ, свидетельствует, что "эффективность" у железных дорог всё-таки есть. Только вот "эффективность" сомнительная, явно не на пользу основной массы населения страны.

Что ждет РЖД? С поста Президента компании уходит друг Путина, и приходит друг его друзей, братьев-миллиардеров Ротенбергов. Созданная система в народе часто характеризуется формулой "украл сам - дай возможность украсть другому" и не оставляет повода для оптимизма. Если вскоре вновь пойдут разговоры о реформах, в которых нуждается железная дорога, нужно понимать, что для нас они никогда не будут полезными. До тех пор, пока решением проблем железных дорог не займутся как работники, занятые их обслуживанием, так и сами пассажиры.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".