РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 449 >> Современность
 

Юрий МУХИН
Заслуженный мерзавец

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5821



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Напомню некоторые "заслуги" Чубайса перед Россией в области высоких технологий. Для понимания приведу отрывки из мемуаров "Полвека в авиации", написанных академиком, Героем Соцтруда Е.А. Федосовым. К моменту написания воспоминаний автор 50 лет проработал в авиационной науке, из которых 36 лет был руководителем Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС), который моделировал боевое применение военной авиации, причем так, как никто в мире не мог, а затем на основании этих моделей вел разработку компьютерно-приборной "начинки" и самих самолётов, и ракетного оружия самолетов. (Федосов стал Героем Соцтруда за разработку крылатых ракет для стратегической авиации).

Федосов пишет: "Нельзя говорить, что в 70-е годы основное внимание партия и правительство уделяли "оборонке". Бурно развивалась наука, техника, технологии и в других отраслях народного хозяйства. Даже наш институт, сугубо оборонного назначения, создавал двойные технологии, в том числе для гражданской авиации. Сейчас мало кто помнит, но мы тогда вышли на такой уровень производства авиационной техники, что каждый второй летательный аппарат в небе планеты был сделан в СССР. С одной стороны - мы, с другой - все авиастроительные фирмы мира...".

Каждый второй летательный аппарат в мире? Не преувеличивает ли? Но я вспомнил: СССР был страной, расположенной на огромных пространствах, а власть в СССР стремилась обеспечить всем необходимым свой народ, посему и беспокоилась о способности народа быстро перемещаться по стране. В 1973 г. я летел из Москвы в Павлодар (3000 км) на Ил-18 почти 6 часов, и билет стоил 42 рубля. Потом на Павлодар стали летать Ту-154, выполняя два рейса в день, со 180 пассажирами на борту; билет, правда, подорожал и стоил 52 рубля, но время в пути было около 3 часов. Даже моя первая зарплата в Казахстане на самой низшей инженерной должности была более 200 рублей, и в свой первый отпуск в Днепропетровск через Москву я прилетел, имея в кармане 1000 рублей на расходы. Да и позже, чтобы перевезти всю семью туда и обратно, мне, уже выросшему в должностях, вполне хватало месячного заработка. Но билет надо было покупать заранее - народу летало уйма!

То есть советский народ, имея деньги для полетов, был для плановой системы СССР тем, что называют "рынком сбыта", и этот рынок требовал и требовал строить самолеты. Все более быстрые, вместительные и безопасные. Отсюда и каждый второй летательный аппарат в мире.

А затем к власти пришли чубайсы-"рыночники", обворовали народ и лишили его денег для полетов, то есть уничтожили советский рынок пассажиров. Федосов пишет: "Существующие тарифы доступны только обеспеченным людям. Если до 1990 г. воздушный транспорт страны перевозил более 100 миллионов пассажиров в год, то в 1992 г. пассажиропоток упал более чем в четыре раза. Особенно это сказалось на местных и региональных маршрутах. Люди "глубинки" больше не могут себе позволить роскошь полета на самолетах.

... Авиационная промышленность в конце 80-х годов заканчивала разработку нового поколения гражданских самолетов: новый дальний магистральный Ил-96 должен был заменить парк Ил-62М и Ил-86; новый средний магистральный самолет Ту-204 шел на замену Ту-154, Ту-154М, а 100-местный новый самолет Ту-334 должен был заменить Ту-134, Як-42, Ан-24. Но обрушившийся рынок гражданской авиации не дал заводам приступить к широкомасштабному производству новых самолетов. Такие гиганты, как Ульяновский авиационный комплекс, Воронежский, Самарский авиационный завод, практически остановились".

Действительно, сегодня из Москвы в Павлодар летает всего один 120-местный Як-42 раз в НЕДЕЛЮ, и то - с неполной загрузкой пассажиров. Это вместо двух 180-местных Ту-154 в ДЕНЬ!

Федосова волновало спасение института, и он видел это спасение в продаже продукции института за рубеж: "Сегодня на мировом рынке наукоемкого продукта доля России составляет всего 0,3%! США имеют 39%, Япония - 19%, Германия - 16%. ... Если продажа одной тонны сырой нефти приносит по международным ценам от 20 до 30 долларов прибыли, то всего лишь один килограмм авиационной продукции дает прибыль до 1000 долларов, а в информатике и электронике - до 5000 и более. Естественно, что и промышленно развитые страны, и ряд активно развивающихся стран основные инвестиции направили именно в сферу наукоемкой продукции". На начало тысячелетия Федосов так видел ситуацию с продажами по линии военной авиации из России: "Но ученые и производственники готовы быстро ликвидировать это отставание - вопрос опять же упирается в финансирование нужных работ. Технологические цепочки "обузились", многие организации "похудели" из-за ухода в коммерцию или отъезда за рубеж молодежи и специалистов среднего возраста, но костяк авиапрома все же сохранился. Благодаря ему и держится вся экспортная авиационная программа, которая составляет более половины того, что получает Россия от поставок военной техники за рубеж. Если сейчас страна получает от ее продаж более 3,5 млрд долларов в год, то 1,5-1,7 млрд долларов приходится на авиационную составляющую. Это случилось потому, что планеры машин были сделаны очень хорошо, и мы сумели модернизировать оборудование. В оружие тоже был заложен определенный "запас прочности" ... Все это позволило Су-27 и МиГ-29 удержаться на рынке и не уступать тем разработкам, которые проводятся на Западе, - в США и Европе. Там ведь уже переходят к новому поколению самолетов, в то время как база наших машин сохранялась на уровне самолетов четвертого поколения - настолько удачно она была заложена в 80-е годы, используя задел, который был создан в Советском Союзе. Его наследство оказалось настолько мощным, что, по моим прогнозам, Су-27 и МиГ-29 в разных модификациях останутся конкурентоспособными еще лет пять - семь. За эти годы мы должны начать серьезно работать над самолетами следующего поколения... Иначе Россия потеряет статус авиационной державы, и нам просто придется покупать самолеты за рубежом. А пока линия Су-27 и МиГ-29 дает нам счастливую возможность не скатиться в эту "пропасть" и выйти из очень тяжелой ситуации, в которую завели авиационную промышленность экономические реформы".

В середине 90-х, когда ситуация с наукоемкими отраслями промышленности в России ещё не прошла точку невозврата, Федосов и его коллеги предпринимали отчаянные шаги, чтобы спасти в этой отрасли предприятия и кадры специалистов: "Мы старались разработать программу развития прежде всего базовых технологий по выбранным 15 направлениям, в значительной мере, "критическим". При этом предполагалось, что Россия будет максимально интегрироваться в мировую экономику, в том числе в части технологий. ... Программа включала, прежде всего, те технологии, допуск к которым для России закрыт, или которые могут обеспечить России возможность удерживать приоритет на мировом рынке. Программа была сформирована к августу 1996 г. и утверждена правительством и президентом. Таким образом, она получила высший приоритет".

Как видите, Программу у президента они подписали, СМИ откричались, однако денег никто не давал и не собирался. И представители наукоемких отраслей пошли на поклон к президенту.

"Я подготовил письмо-обращение к президенту с просьбой обеспечить финансирование Программы на утвержденном уровне. Письмо подписали четыре президента государственных академий наук, нобелевские лауреаты и ряд ученых с мировым именем. Но письмо так и не попало на стол к Б. Н. Ельцину.

Руководителем аппарата президента в это время был Чубайс. То ли он, то ли кто-то из его окружения на обращении, подписанном наиболее авторитетными учеными страны, наложил такую резолюцию: "Что это за программа? Я о ней ничего не знаю. Не вижу необходимости докладывать Борису Николаевичу". Вот так принимались "судьбоносные" решения в команде Чубайса. А вскоре Чубайс, под видом сокращения аппарата президента, ликвидировал и Совет по научно-технической политике, хотя он работал на общественных началах и не имел никакого отношения к аппарату. Вскоре с программы был снят и статус президентской. Так была обрублена и без того тонкая нить связи между президентом РФ и наукой.

Этот факт мало кому известен, но он характеризует личность Чубайса. Приватизация и ваучеризация по Чубайсу вместе с "шоковой" терапией Гайдара создали в значительной мере тот экономический кризис, который переживает Россия по сей день. А здесь он прямо и непосредственно приложил свою руку к ликвидации в аппарате президента направлений, связанных с технологическим развитием".

На этом закончу цитирование Федосова. Оцените, кому Путин доверил наукоемкую отрасль! Тому, кто осмысленно уничтожал научно-технологический потенциал СССР. Все же, если вспомнить, Егор Гайдар вряд ли представлял, что именно он делает, а Чубайс выглядит вполне вменяемым, посему и разрушал он могущество СССР и России вполне сознательно.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".