РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 447 >> РОТ ФРОНТ
 

Александр СТАВИЦКИЙ
Советы Рабкорам "Трудовой России" нынешним и будущим

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5783



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

От редакции:

Газета сильна связью с читателями, а полноценной её делают читательские письма и сообщения с мест. Для коммунистической же газеты сообщения рабочих корреспондентов - самый ценный вклад в её выпуск. Без этого газета не сможет выполнить своё предназначение. Наша печать действует как общая трибуна для информации о состоянии дел в стране и мире, для обсуждения существующих проблем развития революционного движения и постановки задач. Отсюда крайняя наша заинтересованность в расширении и географии, и числа авторов "рабочей газеты".

Число авторов "ТР" постепенно растет, но не менее важно научиться писать так, чтобы практически помочь участникам коммунистического и рабочего движения. Поэтому нашим нынешним и будущим рабкорам о некоторых общих принципах построения материалов рассказывает член Союза журналистов СССР, заместитель главного редактора А.Б. Ставицкий.

Начинается с выбора темы

Тематика наших выступлений в печати находится в русле общей нашей задачи по мобилизации трудящихся на борьбу с капиталистической системой. А значит, наши материалы должны разоблачать источник нынешнего господства российской буржуазии, то есть обращаться к истории разграбления социалистической общенародной собственности. Должны показывать продолжение этого ограбления трудового народа сегодня. Через примеры антинародных шагов буржуазной власти, как центральной, так и региональной. Через примеры бесчеловечной сути капиталистической эксплуатации, когда рабочий боится пойти на больничный из страха, что сочтут "негодным" для умножения прибылей хозяев и лишат рабочего места. (Аналогично обстоит дело с сокрытием производственного травматизма на капиталистических предприятиях).

При этом важно в материалах проводить сравнение с советской действительностью, с достижениями социализма, с положением человека труда в Советском Союзе. Так, чтобы показать читателю, - вот что мы потеряли с реставрацией капитализма.

А ещё более важно давать примеры наших протестных акций, наших антибуржуазных кампаний, наших забастовок. Читатель тогда узнает - выход из капиталистического тупика есть!

Отдельно выделим такую сторону газетной тематики, назовём её контрпропагандой, когда мы разоблачаем используемые буржуазией способы сохранения власти. Фальсификация советской истории, антикоммунизм, разжигание межнациональной розни, усиленное внедрение религии, лживый патриотизм - "все мы в одной лодке и все мы любим Россию". Разоблачаем и противопоставляем объективные законы развития, которым следуют коммунистическая идея вообще и линия нашей партии в частности.

Хочется при этом особо подчеркнуть, что всё должно быть конкретно. Писать не вообще, "в мировом масштабе", а опираться на конкретные примеры, как действует буржуазия в вашем городе и на вашем заводе, каковы настроения трудящихся, какие возможности к организации сопротивления и т.п. Конкретика требует и точности. Материал не должен оставлять сомнений относительно того, где происходило, с кем происходило и почему. Не надо заставлять читателя разгадывать ребусы, когда, прочитав материал, так и не понимаешь, в Москве или Калуге дело было.

В заголовке - суть материала

Тема выбрана, и теперь её надо грамотно, толково и в то же время ярко, убедительно изложить. И тут большое значение имеет заголовок. Известен афоризм: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Но тот, кто ясно мыслит, тот и знает, ради чего берётся за перо. А это "ради чего" и воплощается в заголовке. Унылое "Состоялась конференция" заголовком признать сложно. "Силы умножаются в борьбе" - сказала конференция" - уже лучше. Он, словно обручем, стягивает материал и даёт ему направление. Поэтому рекомендуют название материала подобрать прежде, чем будут выведены первые строки.

План нужен

Газетный материал - это не форма, в которую нужно вложить всё, что знаешь и что в голову придёт, бессистемно и хаотично. Этим часто страдают товарищи, поставляющие материалы для сайтов, т.к. там нет жестких ограничений по объему материалов. В газете автор должен продумать, с чего начать и к чему привести читателя. То есть без плана не обойтись. Плана, где существует логическая связь между частями материала, и последующее вытекает из предыдущего.

Автор подобен скульптору

Газетный материал не фотография действительности. Скульптор отсекает всё лишнее от камня, чтобы появился задуманный образ. Точно такая же роль у автора материала. Не пытаться перечислить всё подряд, а оставить и выстроить в логическую цепь только то, что играет на раскрытие темы материала. Особенно сказанное относится к отчётам и репортажам с наших мероприятий.

Всё, кроме скучного

Скучное, казённое изложение способно погубить материал на самую злободневную тему. Написать нужно так, чтобы увлекало и брало читателя за душу. Очень при этом помогают "картины с натуры". Одно дело свой репортаж о мероприятии вы начнёте со стандартного "РКРП и РОТ ФРОНТ провели митинг протеста..." и совсем другое, если начало выглядит так: "Реют на ветру флаги РКРП и РОТ ФРОНТа. Это идёт митинг протеста..."

За чистоту и ясность языка

Одна из функций пролетарской коммунистической газеты - борьба за чистоту и ясность языка. Пересыпать свой материал всевозможными "хардкорами", "лейблами" и "мэйнстримами" - это вызвать резонный вопрос: "Что за абракадабра? И зачем она нам?" Писать надо просто, ясно и точно. Не лепить бесконечное предложение длиной с абзац, нанизывая его части, словно баранки на бечеву, и полагая это признаком умной статьи. От обилия "баранок" бечева смысла лопается, и в конце предложения уже непонятно, для чего весь огород городили. Нет, мы за словесные конструкции негромоздкие, по смыслу прозрачные и точно мысль выражающие.

Вывод обязателен

Автор должен всегда сознавать, для чего он пишет материал и что хочет передать читателю. То есть вывод в материале нужен. Нам не следует уподобляться буржуазным журналистам, у которых в ходу манера оборвать повествование на полуслове и оставить читателя перед кучей изложенной информации. Якобы, чтобы своего мнения не навязывать, а на деле - чтобы скрыть цель информационного воздействия.

А наши цели ясные и благородные - освобождение человека труда от эксплуатации, и нам нет нужды скрывать, к чему мы зовём людей. Зовём к борьбе с системой эксплуатации и социальной несправедливости. Собственно, таков вывод любого материала в нашей печати.

* * *

Вывод мы сделаем и в этой статье. Он в том, что мы ждём материалов наших рабкоров (тех, кого в газете принято называть "наш внештатный корреспондент"). С их помощью и при их участии картина жизни страны и борьбы за её преобразование будет представлена и богаче, и шире.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".