РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 446 >> Современность
 

Геннадий ТУРЕЦКИЙ
Визитная карточка или черт знает что

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5762



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Заставило взяться за перо возможное трагическое будущее Воробьевых гор, о чем скажу ниже, а пока напомню их нынешнюю историю, благодаря которой они стали, по сути, визитной карточкой Москвы. Началась эта история с того, что после Великой победы Сталин посчитал необходимым показать всему миру величие нашей Страны-Победительницы величием её столицы Москвы. Достичь такого можно было только ее высотностью в стиле, вошедшем в историю, как "сталинский ампир" (empire, фр. - империя), или, по-простому, "сталинскими высотками".

13 января 1947 г. Советом Министров СССР было принято Постановление о строительстве таких "многоэтажных зданий", и уже скоро архитекторы предоставили вождю 8 соответствующих проектов (реально осуществлёнными оказались 7). Высотки в разных, но самых видных и примечательных точках Москвы. А по самой высокой из них, в 70 метрах над уровнем моря, Сталин дал указание, что: "На вершине Ленинских (Воробьевых) гор, чтобы очень издалека видно было, возвести новое здание МГУ с высотой не менее 20 этажей".

Так была решена судьба высотного здания МГУ, чтобы оно, став "дворцом и храмом советской науки", собой величественно ее увенчало. Все Постановления по нему, начиная с первого, 15 марта 1948 г., как по техническим проектам, так и по сметам на строительство, подписывал в качестве Председателя Совета Министров лично Сталин. И, естественно, нес за него всю ответственность: и за этажность, и за высоту шпиля, и за многое-многое другое. Главным архитектором был назначен талантливый и известный советский архитектор Борис Иофан, спроектировавший уже и Павильоны СССР на международных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939), и Московский театр эстрады, и многие другие здания. Именно ему принадлежит общий архитектурный замысел всего проекта в виде пространственной композиции из пяти объемов: монументальной, высотной, центральной части, используемой еще и в качестве постамента для скульптур, и четырех, симметрично расположенных, более низких боковых объемов, увенчанных башенками-пинаклями. А указание завершить здание шпилем с пятиконечной звездой, как и на всех остальных строящихся "высотках", дал Сталин.

Однако по вопросу местонахождения этого высотного и монументального сооружения на Ленинских горах возникло очень серьезное расхождение. Иофан мыслил расположить его прямо на краю 70-метрового обрыва, чтобы здание было отовсюду видно, а вот ученые-специалисты в области оснований и фундаментов посчитали, что расположение такого огромного сооружения в зоне обрыва с подвижным грунтом чревато катастрофой; из-за его возможных оползней Университет попросту может сползти в Москву-реку. В чем Сталина убедили, а вот не согласившегося Иофана Постановлением 3 июля 1948 г. от работ по проектированию пришлось отстранять, и дальнейшее руководство было поручено группе архитекторов, возглавляемой Львом Рудневым. Который многое принципиально менять не стал и стиль сооружения в значительной степени сохранил, но решение о переносе здания на 1400 метров от края обрыва - принял. Хотя и далее грунт был плавающий, и при строительстве приходилось потом много работать с морозильными установками. А на месте, выбранном Иофаном, была создана смотровая площадка, в том же виде функционирующая и поныне.

На огромных площадях вглубь от обрыва прошли фантастические по объемам земляные работы. 12 апреля 1949 г. состоялась торжественная церемония закладки первого камня самого высотного здания МГУ и титаническая строительная работа, в которой приняло участие более 20 тысяч человек, на 4 года вперед закипела. А общее руководство по строительству и оформлению всего комплекса вел Сталин, в том числе 6 марта 1951 г. завизировал архитектурно-планировочное задание на строительство дорог и озеленение территорий, прилегающих ко всему комплексу будущего МГУ. Летом 1952 г. вождь приезжал осматривать строительство лично.

Под его руководством высотный комплекс МГУ побил все рекорды, до 1990 г. являясь самым высоким административно-жилым зданием Европы. Высотой в 240 метров со шпилем и в 36 этажей, при 50-метровом шпиле, с венчающей его звездой и колосьями, весом 12 тонн. В здании рекордное число колонн, пересчитать которые практически невозможно, а на одной из боковых башен установлены московские часы-чемпионы. С циферблатом из нержавеющей стали диаметром 9 метров и 39-килограммовой минутной стрелкой 4,1 метра длиной, что вдвое длиннее стрелки кремлевских курантов. А если постараться обойти все помещения комплекса и постоять в каждом по минуте, то на это потребуется целый день.

Торжественное открытие этого Дворца и храма советской науки на Ленинских (Воробьевых) горах состоялось 1 сентября 1953 г., и с тех пор он стал визитной карточкой столицы, ее, можно сказать, восклицательным знаком!

Однако теперь, что и заставило взяться за перо, в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Владимира Крестителя (28 июля), Мосгордума 28 февраля приняла решение об установке на смотровой площадке Воробьевых гор 24-метрового памятника оному Крестителю весом 330 тонн. Хотят установить так, чтобы обязательно перед триумфальным зданием МГУ. Если не успеют именно к 28 июля, так уж ко дню так называемого "Единства" 4 ноября обязательно. В любом случае создаётся чрезвычайная опасность для сохранности склона, где грунт так и остался плавающим и уже давно разморожен. А во-вторых, разрушается так гениально сложившийся архитектурный ансамбль МГУ, что является визитной карточкой Москвы и предметом ее гордости на международном уровне. Данное решение, если говорить прямым языком, есть "черт знает что". Преступление какое-то, совершаемое в угоду совершенно распоясавшимся верхам РПЦ.

От редакции:

Возмущение автора и общественности, которая уже собрала десятки тысяч подписей против установки этого "новодела", вполне понятны, но вот определять происходящее как "черт знает что", конечно, неправильно. Мы ведь понимаем, что речь идет именно о визитной карточке Москвы. Чтобы очень издалека видно было.

Господа церковники и чиновники придумать что-то принципиально новое не в состоянии. А вот сотворить нечто громоздкое и заодно загораживающее, опошляющее советский символ - это они завсегда, пожалуйста. По такому пути и идут - символ науки и тяги к свету и знаниям прикрыть идолом поклонения религиозности.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".