РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 445 >> Общество
 

"Это капитальное надувательство!"
Интервью с депутатом Собрания Республики Карелия Ларисой Степановой о поборах на капитальный ремонт

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5732



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

В стране прошла Общероссийская акция протеста против поборов на капремонт, в которой активно участвовали РКРП и РОТ ФРОНТ.

Тема эта не такая простая, как кажется. Напомним, что в Советском Союзе люди платили за техническое содержание жилья и коммунальные услуги 2 - 4% от их реальной стоимости. Содержание огромного жилищного фонда недёшево обходилось государству, но таково было направление социальной политики Советской власти. Иное дело - капитализм.

В 2005 г., по оценкам специалистов, число приватизированных квартир перевалило за 50% от общего количества и продолжает расти. К этому моменту был принят Госдумой и введен в действие новый Жилищный кодекс, в котором на собственника жилого помещения в многоквартирном доме, кроме обязанности содержания своего помещения, возлагалось "бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме". А дальше - больше.

В период 90-х и 2000-х годов жилищный фонд страны капитально почти не ремонтировался; дома изнашивались и разрушались. Понимая, что переселять людей из ветхого и аварийного жилья практически некуда, руководство осознало срочную необходимость программы капитального ремонта многоквартирных домов, позволившей бы ремонтировать жильё в плановом порядке. Однако, при разработке законодательных актов финансовое обеспечение проблемы капремонтов домов депутаты-единороссы возложили на собственников квартир в этих домах. В полном соответствии с рыночными постулатами.

О том, как борьба с очередной "реформой ЖКХ" проходит в Карелии, рассказывает депутат-коммунист, сторонник РОТ ФРОНТа Лариса Степанова.

Лариса Николаевна, как в вашей республике проходило принятие закона о капремонте?

Оно проходило достаточно бурно. Мы подготовились, и как только появился правительственный документ, три депутата карельского парламента, - я, Галина Васильева и Александр Степанов, - внесли на рассмотрение Заксобрания альтернативный законопроект. По ряду позиций он принципиально отличался от единоросовского варианта. Представляя его, мы честно говорили, что это просто попытка выбрать меньшее зло. А принципиальная наша позиция оставалась неизменной - разгул частнокапиталистической стихии в ЖКХ на руку лишь воротилам бизнеса. Мы прописали порядок и сроки предоставления жильцам информации о состоянии счетов и решении иных вопросов. Но главное, в нашем законопроекте была статья, предлагающая безвозмездное софинансирование государством работ по капитальному ремонту в домах, которые на начало приватизации уже нуждались в капремонте. Мы даже прописали методику расчета объемов софинансирования. Ведь до сих пор никто не отменял закон о приватизации, где четко сказано, что в таких домах обязанность производить капремонт сохраняется за государством.

Какой была реакция на ваш законопроект?

Она была стандартной - объявили его популистским. Но мы привлекли внимание к теме. Заставили заинтересоваться так называемым региональным оператором, который является главным держателем всех счетов, где будут аккумулироваться средства населения. По форме он определен как некоммерческая организация - Фонд. А по сути, это некая, очень странная коммерческая структура, которая сначала собирает средства с населения, а потом сама же решает, как собранные средства распределить. Именно она будет составлять адресные программы по капремонту и заключать все договоры подряда. То есть сама же будет осваивать собранные деньги. Все это смахивает на обычную финансовую пирамиду. То есть на ремонт первых в очереди жилых домов деньги, возможно, найдутся, а вот на другие, которые тоже вносили платежи многие годы, средств может и не оказаться, так как результат отложен на десятки лет.

Что происходило дальше?

Республиканский закон о капремонте приняли в правительственном варианте, причем за него голосовали не только депутаты от "Единой России", ЛДПР, "Справедливой России", но и депутаты - члены КПРФ. Это, конечно, позорище! КПРФовцы начисто забыли собственные предвыборные обещания. Нас, кто голосовал против, оказалось всего пять человек.

А затем в принятый уже законопроект целый год вносились поправки. Мы продолжали бороться. Когда я стала разбираться с домами в своем округе, а это центр Петрозаводска, вскрылась вот какая ситуация. Одни дома признаны аварийными и включены в программу расселения. У живущих в них людей, по крайней мере, есть надежда, что их когда-нибудь расселят. Они освобождены от платы за капремонт. А рядом стоят дома, которые по своему состоянию ещё хуже аварийных, но никакого статуса не имеют.

Получается абсурдная ситуация: в доме все квартиры признаны непригодными для проживания, а сам дом считается нормальным. И мало того, что люди проживают в ужасных условиях, в полуразвалившихся домах, так им теперь ещё придется платить сбор на якобы ремонт своих домов. Я выступила с инициативой включить в перечень домов, освобожденных от уплаты за капитальный ремонт, здания с износом конструктивных элементов (таких, как фундамент, кровля и стены) более 70 процентов и дома, стоимость ремонта которых превышает размер, установленный в регионе. И, соответственно, разработать программу по дальнейшему расселению таких домов. Инициативу также провалили.

При обсуждении очередной поправки к закону вы выступили очень эмоционально, заявив: "Мы должны прямо сказать людям в глаза: Да, этот закон - очередное надувательство населения ...".

Когда я назвала закон о капремонте надувательством населения, один из министров обвинил меня в некорректном отношении к этому документу и его авторам. Но я тогда даже предположить не могла, что эти авторы, еще не успев начать поборы с населения, уже, извините за просторечие, облажаются.

Сразу после опубликования региональной программы по капремонту разразился скандал. Журналисты "откопали", что свежеиспеченный гендиректор Фонда капитального ремонта Карелии А. Пеккерман заключил с директором некоего проектного ЗАО договор стоимостью несколько миллионов рублей на проведение проектно-сметных работ по определению стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах. По договору, заключенному 23 декабря 2014 года, выполнить все необходимые расчеты подрядчик должен был до 25 декабря 2014 года, то есть фактически за два дня (!), что разумеется невозможно. Я направила запрос в прокуратуру; та, правда, ничего "не нашла", но шум случился, и директору пришлось уйти в отставку.

Возникает вопрос: если с самого начала произошел финансовый скандал, то что следует ожидать, когда в Фонде появятся огромные суммы от населения? По Карелии это более миллиарда рублей в год. Вот где можно развернуться!

Считается, что владельцам квартир выгоднее открывать индивидуальные счета на каждый конкретный дом. Почему?

За исключением старых двух-трехэтажных домов, отдельный спецсчет для дома представляется меньшим злом. Но и тут свои проблемы. Например, управляющие компании Петрозаводска активно включились в процесс проведения собраний жильцов по выбору способа накопления средств на капремонт дома. Собственникам домов, которые решили собирать деньги на свой спецсчет и выбрали его владельцем управляющую компанию, сразу предлагают заключить договор с компанией. По договорам компании соглашаются быть владельцами счета за вознаграждение, сумма которого определяется из взимаемых 30-80 копеек с квадратного метра. Откуда взялись эти цифры - совершенно непонятно.

Поскольку с тех, кто решил собирать деньги в "общий котел", такого вознаграждения не требуют, я сделала обращение в Антимонопольную службу.

Получается - идет постоянная борьба?

Да, закон о капремонте написан так, что в нем масса "подводных камней". Проще всего его отменить или ввести мораторий на его действие в течение нескольких лет. Это должно быть главным требованием протестной кампании.

Но нельзя забывать и о других аспектах проблемы. Обратите внимание, что невозможно воспользоваться средствами фонда капремонта, формируемого на счете регионального оператора, в случае возникновения аварийной ситуации и, как следствие, необходимости экстренного ремонта. Или отсутствие в бюджетах муниципалитетов, которые являются собственниками части квартир, средств на оплату взносов на капитальный ремонт. Если они не будут вносить свою долю за муниципальные квартиры, то проведение ремонта будет всё откладываться и откладываться. Вот дополнительные аргументы за то, чтобы ввести мораторий на действие закона о капремонте.

Я думаю, сейчас этой проблемой взбудоражен значительный слой населения. Они представляют собой людей активных, желающих защищать свои интересы. С ними РОТ ФРОНТу нужно работать и их организовывать. Значит, наша кампания против нового побора имеет перспективу.

Беседовал Алексей Алекин

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".