РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 443 >> "Аврора"
 

Чем меньше "конструктивных", тем больше вероятность отмены ЕГЭ

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5695



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

31 марта прошел "круглый стол" по вопросам ЕГЭ и его возможным альтернативам, организованный Объединенным Народным Фронтом (ОНФ). В мероприятии принимали участие как сами активисты ОНФ, так и приглашенные представители научно-педагогической общественности. Поводом к организации такого мероприятия послужила инициатива В. Путина насчёт того, что можно не сдавать ЕГЭ учащимся, которые не планируют поступать в вузы. Реальной же причиной, как нам представляется, стала невозможность дальнейшего замалчивания возмущения, которое царит среди педагогического сообщества и родителей.

Власти действуют своим излюбленным методом: лучший способ развалить - это возглавить. Лучший способ сбить накал протеста против антисоциальных реформ в целом и ЕГЭ в частности - это самим инициировать "борьбу" против "перегибов" и возглавить так, чтобы сама "реформа" осталась неизменной, а возможные изменения коснулись бы косметической стороны вопроса. На данное мероприятие была приглашена и Гражданская инициатива "За бесплатное образование и бесплатную медицину", в рамках которой действуют активисты партии РОТ ФРОНТ. Мнение общественной организации и партии озвучил активист РОТ ФРОНТа, который одновременно является преподавателем колледжа.

Стоит отметить, что организаторы мероприятия прекрасно понимали истинное отношение к проблеме простых людей (родителей, учителей, учащихся) и дабы не выводить обсуждение за заранее очерченные "конструктивные" рамки, достаточно тщательно подходили к отбору участников. Изначально нашему представителю предложили позвонить в оргкомитет. Когда он туда позвонил, попросили приехать для предварительного знакомства, в ходе которого опрашивали насчёт представляемой им организации. После предварительной встречи предложили отправить тезисы выступления, но предложили так, чтобы оказалось слишком поздно. В общем, мероприятие, призванное демонстрировать наличие "гражданского общества" и инициатив снизу, готовили сугубо верхушечным образом.

Тем не менее, на "круглый стол" попасть удалось, и слово было обещано. Здесь выступали как представители ОНФ, так и работники образовательных учреждений. Основными докладчиками являлись член Центрального Штаба ОНФ Духанина Л.Н., эксперт рабочей группы Рукшин С.Е., директор Института социологии Российской академии образования Собкин В.С. Выступления носили хоть и разноплановый, но в методологическом отношении похожий характер. Практически все ораторы считали, что ЕГЭ был принят без учета мнений родителей, учителей, экспертного сообщества, что коррупцию победить с его помощью не удалось, а образование превратилось в натаскивание и зазубривание правильных ответов, что препятствует всестороннему развитию личности. Большинство выступало не за отмену вредного экзамена, а лишь за его корректировку. Если даже громили ЕГЭ в целом, то делали определенные уступки. Так, один из выступавших сказал, что ЕГЭ следовало бы отменить, как противоречащий "нашим национальным интересам". (При этом никто не задумался, насколько ЕГЭ противоречит или соответствует интересам власть имущих). Вообще, многие бравшие слово сетовали, власти "не слушают" экспертное сообщество, не советуются с научно-педагогической общественностью. Словом, фиксировали недопонимание между правительством и представителями образования. Однако на критику в адрес президента В. Путина было наложено табу. Напротив, все распинались в готовности его поддержать. А отсюда впечатление наигранности, недосказанности, имитации бурной деятельности.

Слово получил представитель гражданской инициативы "За бесплатное образование и бесплатную медицину", он же активист партии РОТ ФРОНТ. Уже одно это вызвало оживление, так как присутствие оппозиционных партий явно не входило в планы организаторов. Нашим представителем в корректной и спокойной форме сказано, что ЕГЭ есть составная часть общей политики по ликвидации советской - одной из лучших в мире - системы образования. Ничего хорошего этот экзамен, утверждённый в обход мнения учителей, родителей и учеников, в чём истинное отношение власти к трудящейся части общества, не принёс. В качестве альтернативы предлагаем полную отмену ЕГЭ и совершенствование образования на иных принципах, не зубрежки, а понимания и всестороннего развития личности. Однако в рамках данной социально-экономической системы это представляется невозможным. Активист РОТ ФРОНТа подчеркнул, что кроме национально-государственных интересов, которые тут поминали, существуют интересы классовые. Именно они определяют политику современного государства и его приоритеты. Поэтому было бы наивным считать, что современное правительство или президент станут всерьез заниматься улучшением системы образования в интересах большинства населения. Ведь крупный капитал и стоящее на его службе современное государство не заинтересовано в критически мыслящих гражданах. Действительно, зачем стране, которая имеет основные статьи дохода от продажи нефти и газа, развивать науку, образование и всестороннее мышление у своих граждан? Куда проще с точки зрения капитала и эффективнее натаскивать узких специалистов, которые бы знали только то, как нужно приносить прибыль своим хозяевам. А то, что сегодня власть стала обсуждать вопрос реформирования ЕГЭ, является следствием борьбы научно-педагогических коллективов и всех неравнодушных трудящихся. Вспомним осенние массовые митинги в защиту образования и медицины, которые кремлевскими СМИ были поданы как "подготовка цветной революции". О каком диалоге между властью и обществом может идти речь, когда власть через государственные СМИ так демонстрирует свое отношение к справедливому протесту? Единственный способ сохранить остатки образования - это бороться самим трудящимся (прежде всего, научно-педагогическому сообществу, родителям и учащимся) за это право. Были подвергнуты критике и предложения Путина как наивные полумеры, не меняющие сути дела.

Интересно, что выступление никто не прерывал, хотя и ощущалась некоторая неловкость из-за нарушения заранее срежиссированного сценария. Возникло ощущение, что все прекрасно понимали, что к чему, просто не могли прямо об этом сказать. Выступление активиста РОТ ФРОНТа явно разрядило обстановку. После него другие выступающие прибавили в смелости и критичнее выражались в адрес власти.

На мероприятии присутствовал и представитель Рособрнадзора Музаев А.А. В конце "круглого стола" он сказал, что "не услышал никаких конструктивных предложений и в таком ключе сложно вести разговор". После этого разгорелась перепалка, и кто-то из присутствующих бросил фразу, что "произошёл разговор слепого с глухонемым". И правда, пока представители научно-педагогической общественности будут уповать на чиновников, которые, по их мнению, находятся с ними "по одну сторону баррикад", пока будут считать, что предложения правительству и президенту - это главный инструмент защиты образования, ситуация не изменится к лучшему. Напротив, чем менее будут "конструктивными" представители научно-образовательной общественности, чем больше будут оказывать давление снизу путем организованной борьбы, тем больше вероятность реализации хотя бы самых умеренных их требований.

Наша же борьба за полную отмену ЕГЭ и защиту образования в целом, независимо от настроений власти и политической конъюнктуры, будет продолжаться.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".