РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 443 >> Первая полоса
 

Валерий САРАЕВ
Очередная трагедия

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5681



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Недавняя катастрофа с рыболовецким траулером "Дальний Восток" вновь высветила целый комплекс проблем, которые являются вполне закономерными при капитализме. Тем циничнее выглядят причитания о погибших моряках со стороны тех, кто так или иначе способствует закреплению античеловечного государственного устройства.

О причинах крушения траулера уже написано и сказано много. Это и несоблюдение правил эксплуатации рыбо-промыслового судна, и нарушение правил мореплавания и ведения промысла, и пренебрежение элементарными правилами безопасности (отсутствие должного количества топлива на борту, продолжение работы только при наличии аварийного запаса, отсутствие контроля за остойчивостью судна - без балласта), и отсутствие необходимого количества средств спасения, и превышение численности экипажа судна, причем, за счет нелегалов-гастарбайтеров, и выполнение модернизационных работ без обязательного контроля надзорных органов. В общем, как говорится, полный комплект. Теперь власти пытаются сделать "козлами отпущения" капитана затонувшего судна и экипаж.

Конечно, судовладелец и капитан, в случае подтверждения всех перечисленных выше нарушений, виновны, спору нет. Но ведь подобные "болезни" наблюдаются в отрасли сплошь и рядом. А, значит, проблема системная, и "Дальнему Востоку", скорей всего, просто не повезло чуть больше остальных. Или наоборот, именно ему повезло реализовать на практике событие закономерного ряда.

В советские времена рыболовецкий флот был под неусыпным и бдительным контролем. Существовали строгие регламенты, когда и как суда должны проверяться, когда вставать на профилактику, как следует действовать при той или иной "вводной". Про то, чтобы выйти в море с таким "букетом" нарушений, как в прогремевшем на всю страну случае в Охотском море между Камчаткой и Магаданом, и речи быть не могло. Но то были времена социалистического государства, когда во главу угла ставилась безопасность моряков. В Уставе службы на судах рыбопромыслового флота СССР звучал девиз - ни одной тонны рыбы не должно быть выловлено за счёт угрозы жизни и здоровью рыбака. Теперь же главный критерий для любого (!) производства, в том числе промысла, - прибыль. Увеличить которую можно двумя путями: увеличив норму выработки и сократив сопутствующие издержки, то есть расходы. Вот и хитрят собственники: сокращают ремонтные и профилактические работы, не тратятся на необходимые средства спасения или же запас топлива, требуют от руководителей среднего звена повышения выработки без увеличения расходов. Понятно, что последние, в свою очередь, тоже начинают исхитряться: на судах - увеличивать количество работников, в первую очередь, за счет нелегалов, минимизировать расходы на топливо, уклоняться от проверок и, как следствие, сокращать затраты на приведение производства в соответствие с требованиями элементарных мер безопасности (проще дать взятку проверяющему - который возьмет, потому что тоже живет при капитализме - чем оснастить судно всеми необходимыми средствами спасения и безопасности).

Безусловно, все выше сказанное не снимает ответственности с непосредственных участников и исполнителей. С таким, ниже аварийного, запасом топлива траулер должен был ждать заправщика без хода, а он еще рыбу ловил. Заполнить топливно-балластные танки забортной водой для обеспечения остойчивости капитан не решился, так как потом танки пришлось бы мыть, а это дополнительные расходы. Вот и пошел на риск, глупый и не оправданный. Жажда наживы на всех уровнях и пофигизм - вот причины крушения. Низы в условиях капитализма, конечно, становятся жертвой, но и соучастниками преступления. К примеру, шахтеры бывает заглушают датчики метана, чтобы не тратить время на продув шахты и увеличить выработку, а начальство делает вид, что не замечает. В условиях, когда любое производство "заточено" исключительно на извлечение прибыли - а это и есть главная основа капитализма - ждать иного не приходится. Поэтому надо отдавать отчет, что рядом с любым конкретным виновником той или иной трагедии (затопление судна, трагедия на электростанции, взрыв на шахте, распад на части самолета из-за фальсифицированных запчастей) на скамье подсудимых должен сидеть главный "организатор и заказчик преступления" - капитализм.

Валерий Сараев, капитан-директор
рыбо-промысловых судов с 30-летним стажем,
капитан дальнего плавания

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".