РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 442 >> РОТ ФРОНТ
 

Степан МАЛЕНЦОВ
Кто учит "демократическому социализму" профактив?

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5666



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

В условиях экономического кризиса неизбежно обостряются все противоречия капиталистического общества, прежде всего, основное - между трудом и капиталом. Для спасения системы капитализма господствующий класс использует различные способы, в том числе идеологическую обработку рабочего класса, внедрение в его среду различных псевдорабочих идей и идеек. Как это происходит, мы рассмотрим на примере статьи левого журналиста А. Желенина. Статья на основе состоявшегося в феврале 2015 г. семинара по теме "Собственное классовое мировоззрение профсоюзного и демократического рабочего движения", организованного Конфедерацией труда России (КТР).

На семинаре, если верить изложению Желенина, вырабатывали собственное классовое мировоззрение методом "мозгового штурма". Для этого собрались "не только лидеры реальных живых профсоюзов, но и политические активисты анархистского и марксистского толка, а также преподаватели МГУ и Высшей школы экономики". Когда собираются приверженцы столь различных взглядов и программ, то ожидать от встречи снятия мировоззренческих разногласий, по меньшей мере, наивно.

По большому счету, вариантов движения есть только два. Первый - марксистский, революционный путь развития движения, вплоть до установления рабочей власти - диктатуры пролетариата. Второй - путь поиска дружного и честного сожительства с буржуазией. Присутствующая интеллигенция первый путь сразу отвергла, что выразилось в однозначном отрицании опыта Советского Союза, как первого в мире государства трудящихся. Мол, и социализма не было, и эксплуатация рабочего класса была жестокая, и антагонизм интеллигенции и рабочего класса только рос, и т.д. и т.п.

Желенин в статье излагает собственные мысли на этот счет. Крупными мазками рисует жуткую картину "поражения" рабочих России в результате свершения Великой Октябрьской социалистической революции: "Фактически же пролетариат из класса, на который эта партия (большевиков) до октября 1917 года опиралась, но который до этого был самостоятельным субъектом экономической и политической жизни, теперь превратился в объект жесткой эксплуатации со стороны нового правящего класса и дозируемых сверху благодеяний государства". И кто же этот новый правящий класс? Партия большевиков? Но партия всегда есть только часть класса. Партия большевиков была авангардом рабочего класса, состояла, в основном, из интеллигенции и наиболее сознательных рабочих. По Желенину выходит, что одна часть интеллигенции и рабочих эксплуатировала другую свою часть, беспартийную. Однако под эксплуатацией понимается присвоение результатов общественного труда классом собственников средств производства. А кто в СССР был собственником заводов, газет, пароходов? Если верить Желенину, то партия большевиков, которая, в том числе, состояла из тех же самых рабочих. В итоге получился абсурд. Не говоря о том, что улучшение материального положения, социального и культурного развития советского народа, в том числе рабочего класса, есть несомненный факт.

"Одной из ключевых тем, обсуждавшихся на семинаре, - продолжает Желенин, - были взаимодействие интеллигенции с современным пролетариатом, а также возможности последнего самостоятельно выработать собственное демократическое и социалистическое мировоззрение".

Ну, что ж, послушаем В. И. Ленина, который писал, что марксизм - это наука, и стихийно возникнуть в рабочей среде она не может. Он писал, что рабочий класс самостоятельно может дорасти только до осознания необходимости экономической борьбы и до участия в буржуазной политике. А вот проводить собственную, самостоятельную политику без помощи революционной интеллигенции, без помощи своей революционной партии рабочий класс не может, т. к. не обладает достаточным свободным временем для досконального изучения теории и практики марксизма. Если говорить языком семинаристов КТР, то буржуазная интеллигенция формирует буржуазную политическую повестку, чтобы затруднить революционной интеллигенции формировать коммунистическую. Это называется идеологической борьбой. Рыночные идеи, разрабатываемые некоторой частью "советской" интеллигенции и насаждаемые в 80 гг. в соцстранах переродившимся руководством компартий, являлись идеологией теневого капитала, результатом окончательной победы буржуазной тенденции, которая объективно еще присутствует при социализме и противостоит коммунистической.

Последнее, что бросается в глаза, это предвидение Желениным условий, при которых выработка программы "демократического социализма" будет возможной. Среди его рассуждений значится: "Интеллигент становится таким же наемным работником, продающим работодателю свои знания и умения, как и пролетарий. С другой стороны, за счет вытеснения физических, нетворческих видов труда новейшими автоматизированными системами труд пролетария становится все более интеллектуальным, и характер его все больше сближается с трудом интеллигента. Таким образом, в современной экономике наблюдаются два процесса, все более объединяющих интеллигенцию и рабочих в один класс наемных специалистов. Соответственно, можно ожидать, что в обозримом будущем выработка общей политической программы демократического социализма будет их совместным делом".

Вспомним политэкономическое определение интеллигента. Интеллигент - это человек, живущий за счет продажи своих знаний, умений и способностей к умственному труду. При этом не столь важно, каким именно способом он их продает, устроившись в корпорацию на постоянную работу или по договору, действуя на свой страх и риск. Главное, что сам характер труда (умственный) остаётся прежним. С другой стороны, труд рабочих по мере внедрения автоматизированных систем не становится интеллектуальным, а сводится к простым физическим операциям, превращая рабочего в придаток "умной" машины. Не будем так же забывать, что буржуазия не заинтересована в ликвидации классовых различий и социальных противоречий, т. к. именно на этих различиях и противоречиях она укрепляет свое господство.

Однако главное даже не в этом. А в том, что собственное классовое мировоззрение рабочего класса давно уже выработано и проверено общественной практикой. Называется оно марксизм-ленинизм. Это наследие просто следует творчески развивать и использовать в классовой борьбе.

Вывод из всего сказанного следует такой - вся теория господина Желенина со товарищи нацелена на то, чтобы отказаться от классического классового подхода, от революционного марксизма и задачи свержения власти капитала и установления диктатуры пролетариата. Господа новые интеллигенты стараются подменить имеющееся революционное учение некоей задачей выработки общей программы демократического социализма. Это рабочий класс и трудящиеся уже проходили при Горбачеве. Помните "демократический социализм с человеческим лицом"? Сегодня мы это нечеловеческое мурло видим каждый день.

Необходимо вернуть утраченные рубежи и пойти дальше по пути социального прогресса. Сделать это рабочий класс может, только очистившись от того идеологического хлама, которым его продолжают потчевать "друзья народа", наподобие журналиста А. Желенина.

Степан Маленцов,
член Исполкома МОРП "Защита"

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".