РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 437 >> Культура
 

Валерий ИСАЧЕНКО
Художник героической эпохи

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5554



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

От редакции:

В Русском музее (корпус Бенуа) с ноября 2014-го по февраль 2015-го годов проходила выставка великого советского художника Александра Николаевича Самохвалова (1894-1971 гг.). Живописец, график, скульптор, архитектор, писатель - он стал одним из символов эпохи 1920-1950-х гг. Его "Девушка в футболке" получила мировую известность, а молодую "Работницу" называют "советской мадонной" (фото слева).

А.Н. Самохвалов воспел людей труда - рабочих, крестьян, строителей, служащих. В их лицах - сила духа, гордость за свою страну, уверенность в себе, чувство собственного достоинства. Художник писал женщин и детей, спортсменов и лётчиков, жанровые и исторические картины. Он создал поистине гениальные иллюстрации к "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина, оформил десятки других книг, в том числе своих. Художник сумел создать образ новой России - страны победившего социализма. Его картины дают уникальную возможность понять мысли и чувства людей, которые строили новое общество, новый мир.

18 января группа товарищей Ленинградской организации РОТ ФРОНТа посетила выставку художника, результатом чего явилась приводимая ниже статья профессора В.Е. Баранова.

Творчество А.Н. Самохвалова открывает нам великую страницу нашей советской истории, память о которой сегодня активно вытесняется нынешней властью. То была поистине выдающаяся эпоха. Социалистическая революция 1917 года отбросила в прошлое тысячелетний уклад, к активной общественной жизни приходили самые в прошлом "низы" населения - рабочие и крестьяне. Происходила индустриализация страны, которая создавала новые профессии, требовала массового повышения образования и производственной квалификации. Развивалась система профессионального образования, создавались детские сады и ясли, освобождая женщин от бытового рабства. Зрительно воспринимаемый облик нового человека и стал предметом внимания и художественного творчества А.Н. Самохвалова.

Он происходил из семьи мелкого, как сейчас бы сказали, предпринимателя, учился в реальном училище, потом (в 1914 - 1920 годах) в Петроградской Академии художеств, сначала на архитектурном отделении, потом - на живописном. То было для него время погружения в мутные потоки буржуазных направлений в искусстве, свойственных так называемому "серебряному веку". Буржуазная интеллигенция решала "проблемы" индивидуального самовыражения художника, новизны в формальных сторонах искусства - новый цвет, новая подача света, новая компоновка и т. п. Каждый художник или каждая группа художников, а было им несть числа, старались найти какую-нибудь черточку и раздуть ее до нового "направления в искусстве". Их меньше всего интересовала реальная жизнь вокруг. Они даже воинствующе осуждали всякий реализм, как бездарность и примитивное повторение натуры. Искусство же, по их мнению, должно либо ласкать глаз и слух (романтизм, символизм), либо шокировать человека, звать к бунту и разрушению (футуризм, дадаизм и др.).

Молодой Самохвалов, как губка, впитывал технические приемы всех направлений, прежде чем сформировать собственное лицо. Его дипломная работа - "Головомойка" (1923) выполнена почти в чисто футуристическом стиле. В картине "Щебенщики" (1926) другое подражание. Социальная составляющая - рабочие люди - стала лишь формальной данью требованиям эпохи, а существом - воспроизводство изображения христианской Троицы. Это еще не советский художник Самохвалов.

Но в то же время тут уже и тот Самохвалов, которого мы знаем и чтим как певца и участника социалистического переустройства жизни. Примерно с такого рубежа художник становится самим собой. Пройдя все школы и стили, впитав их как методику и технику для искусства. Встарь художники ездили на учебу и стажировку за границу, в Италию и Францию, а Самохвалов углубился в рабочие цеха, сельские коммуны и метростроевские туннели. Здесь были созданы шедевры живописи, которых, пожалуй, не превзошёл никто. Некого из советских художников тех времен (да и не только тех) поставить рядом с ним по яркости, искренности и адекватности отражения социалистического духа эпохи.

И сегодня выставка работ Самохвалова поражает, восхищает, возвышает и настраивает на советский лад. Когда переходишь от путаницы его ранних работ в отделы творчества второй половины 20-х и 30-х годов, попадаешь в мир, который одаряет забытой радостью и который не хочется покидать. Художник не скрывает симпатии к своим героям. Он сам среди них как среди старых знакомых, а такое бывает только в доброжелательном, товарищеском обществе, среди людей, не отчужденных от своей работы, от своих предприятий, своей страны. Паровозная бригада, метростроевский забой, сельская коммуна, физкультурные упражнения, осоавиахимовские и военизированные комсомольские занятия. Всё нипочем, и при всех тяготах физического труда всё легко, потому что на душе легко. Потому что "Мы кузнецы, и дух наш молод, куём мы счастия ключи! Вздымайся выше наш тяжкий молот!..". Всё это вспоминается и представляется, когда видишь лица - лики! - этих бетонщиц, сверловщиц, текстильщиц, сельских коммунаров, трактористов, летчиков, "партшколовцев".

Двадцатые годы предоставляли достаточно широкую свободу людям искусства в выборе их творческих манер и стилей. Самохвалов выработал свою манеру - своеобразный лирико-героический стиль, тяготеющий к монументальности и даже к мифологизму. Его картины подчас выглядят как эскизы к фрескам или оформлению больших площадей и улиц. Не случайно его декоративное панно "Советская физкультура" было использовано в оформлении советского павильона на Всемирной промышленной выставке в Париже в 1937 году. Его персонажи зачастую выглядят как античные или языческие боги - таковы "Кондукторша", "Физкультурница с букетом", женщина с ребенком в картине "На страже родины". Это не просто портреты конкретных людей. Это обобщенные фигуры-символы энергетики Природы, цветущего здоровья или тревожного и спасительного материнства. А его красавица в картине "После кросса" - это вообще концентрация молодости, любви, духовности, превосходящая персонажей Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Веласкеса и даже их всех вместе взятых, потому что нет в ней ни искусственной "тревоги за всё человечество" (как у рафаэлевской мадонны), ни первоначально-пустой гармонии античной Венеры у Боттичелли. Здесь другие чувства и качества. Она не жертва и не средство, она сама эта новая будущая счастливая и радостная жизнь. Расступись, прошлое, Новый Человек идет. И этот человек - женщина, а верно сказано, что о степени свободы общества следует судить по степени освобождения женщины.

Экскурсоводы на выставке подчеркивали эротизм женских персонажей Самохвалова. Но у него не тот эротизм, который был и остается сегодня в буржуазном искусстве. В живописи буржуазных художников море эротики.

Но у них она вся (или по преимуществу) формальная, безликая, прилипчивая. Половые роли в буржуазной культуре асимметричны: женщина - зависимое, несамостоятельное, бессубъектное существо. И вдруг всё переворачивается. Оказывается, есть люди, целый социальный слой - трудящиеся, у которых тысячелетняя инерция прервана. Нет в этой среде половой асимметрии, и мужчины, и женщины одинаково развиты, свободны и самостоятельны во всех областях жизни. Труд, спорт, быт, оборона страны, воспитание детей, политическая деятельность, наконец, сексуальность и сексуальная психология им в равной степени доступны и свободно осуществляемы. Именно это мы видим во всех женских персонажах Самохвалова.

Сикстинская мадонна "выпрямляла" согбенного? Как бы не так: самохваловские спортсменки, осоавиахимовки, метростроевки и спартаковки - вот кто действительно возвышает наш дух и одновременно упрекает нас, что мы еще не создали общество, достойное таких женщин. Но мы его создадим и возьмем в него их всех и, разумеется, великого их открывателя - художника А. Н. Самохвалова.

Самохвалов особенно дорог нам ранним своим творчеством. И надо отдать должное устроителям выставки за то, что они донесли до нас именно дух его ранних работ, то есть дух молодого и растущего социализма. Тот дух борьбы с прохождением эпох вовсе не иссяк ни в нашей стране, ни вообще в мире. Примерами тому - современный восток Украины, современная Греция. Да и не только они.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".