РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 436 >> РОТ ФРОНТ
 

Геннадий АЛЁХИН
А знаете ли вы, что в СССР стоимость проезда была символической?

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5521



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Стоимость проезда в городском транспорте была почти символической. Например, в Москве одна поездка на метро и автобусе стоила 5 коп., на троллейбусе в 60-е годы - 4 коп., на трамвае - 3 коп. Месячный проездной билет на все виды городского транспорта (так называемый "Единый") в 70-е - 80-е годы стоил 6 руб., на отдельные виды транспорта - значительно дешевле (2-2,5 руб.), причём количество поездок не ограничивалось. Студентам выдавались с большой скидкой особые "студенческие" билеты.

Единственная категория москвичей, которая, на первый взгляд, "выиграла" в этом отношении от капитализации - пенсионеры: в советское время не было социальных карт, дававших им право бесплатного проезда. Но в них и не ощущалось необходимости, поскольку плата за проезд была минимальной, и тот, кто всю жизнь добросовестно работал на благо общества и заработал "достойную", как теперь говорят, пенсию, мог ездить по городу без проблем. Предоставить бесплатный проезд нынешним пенсионерам правящую буржуазию вынудила необходимость: при таком чудовищном росте тарифов пожилые люди с их ничтожными пенсиями вынуждены были бы сидеть безвылазно дома или в ближайших окрестностях, а такой поворот событий мог вызвать в народе большое возмущение со всеми вытекающими последствиями. Кстати, такие "социальные карты" введены далеко не во всех городах России.

В 2014 году одна поездка в метро в Москве подорожала до 40 рублей (!), на наземном транспорте она стоит - 25 руб., но если вы не запаслись билетом заранее - у водителя билет на одну поездку купить вам не удастся: придётся покупать сразу на 4 за 100 руб., или так называемую "тройку", или "90 минут", действительный на все виды наземного транспорта, но только в течение полутора часов с момента первого использования. Не раз приходилось наблюдать такую сцену: в городском автобусе, который идёт от станции метро прямиком в аэропорт, человек, улетающий из Москвы, вынужден покупать билет на 2 или 4 поездки, которые ему совсем не нужны.

В советское время турникеты для прохода пассажиров существовали только в метро. В автобусы, троллейбусы, трамваи люди садились без особой задержки черед среднюю или заднюю двери, выходили через переднюю. В салоне автобуса находились кассовые аппараты. В них через щель в крышке пассажир бросал монеты, а потом сам "откручивал" от рулончика и отрывал свой билет. (Позднее такие кассы были заменены компостерами, с помощью которых пассажир пробивал билет, приобретённый у водителя или заранее.) Обладатель "Единого" или другого безлимитного документа, входя в салон, доставал его, говорил: "Проездной!" и предъявлял его... другим пассажирам!

Кондукторы на внутригородских рейсах в 70-80-е годы отсутствовали, хотя контролёры периодически проверяли наличие проездных документов. Как правило, эту роль выполняли 1 или 2 человека, в большинстве случаев женщины. Это сейчас проверяющие вваливаются в салон в количестве 4-5 человек, словно охота на "зайца" - это что-то вроде задержания преступника, который "вооружён и очень опасен". Кстати, штрафы за безбилетный проезд в Москве выросли до 1000 рублей. В советское время штраф был относительно небольшой - 1 рубль, и "заяц" был наказан не столько "рублём", сколько стыдом: обокрасть родное государство на несчастные 5 копеек было действительно стыдно, и другие пассажиры "зайца", как правило, осуждали. Теперь - больше жалеют.

...Оплата домашнего телефона в отдельной квартире в 70-80 годы была постоянной и составляла 2 руб. 50 коп.; в коммунальных квартирах она была 3 руб., но там эта сумма делилась на несколько семей. Внутригородской телефон был безлимитным: никому даже в голову не приходило, что когда-то придется считать минуты разговора! Городские телефоны-автоматы (это уже позднее их стали называть таксофонами) находились не только в окрестностях станций метро, как сейчас, но практически на каждом углу - на перекрёстках, на улицах, возле магазинов, во дворах домов. Один звонок (кроме обращений в скорую помощь, милицию, пожарную часть - они тогда были бесплатными) стоил... всего 2 копейки. И при этом также был безлимитным (хотя таблички в кабинках рекомендовали пользователям ограничиться тремя минутами, если на улице ждали другие пользователи). То есть единственным ограничителем было наличие нетерпеливой очереди. Теперь, в связи с бурным развитием сотовой связи, телефон-автомат... то есть таксофон (теперь разговор строго лимитирован, и если деньги на карточке кончатся, речь оборвётся на полуслове) - вроде бы стал не очень-то актуален. Но если сотовый потерян, или забыт дома, или разрядился, или деньги на его балансе иссякли - попробуйте-ка обратиться к прохожим за помощью. Кто-то, может быть, и поможет старушке или ребёнку, а вот молодому мужчине - едва ли: побоятся, что украдёт мобильник. Или просто денег пожалеют - сотовые услуги весьма чувствительно бьют по кошельку.

Кстати, безлимитным было также потребление горячей и холодной воды в городских квартирах. А теперь жильцов не только принуждают устанавливать счётчики на воду (и сообщать ежемесячно показания в соответствующую службу), но в скором будущем ожидается ещё и введение социальной нормы на воду и электроэнергию, за превышение которой оплата будет увеличена в разы. Так что беднякам придётся выбирать между использованием стиральной машины, телевизора или компьютера: захотел посмотреть любимый сериал или посидеть в интернете - ходи в грязном белье, иначе в норму на электричество не уложишься.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".