РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 171 >> Сталин: штрихи к портрету
 

Геннадий ТУРЕЦКИЙ
Сталин и деятели культуры

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?55



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Качества И. Сталина, как государственного деятеля, политика, коммуниста, общеизвестны - это предельная компетентность, глубочайшее проникновение в суть вопроса, конкретность и аргументированность оценок, естественность и простота общения, способность, где необходимо, легким юмором разрядить ситуацию, превратить задачу из сложной - в доступную и реальную.

Проявлялись они и в отношениях с деятелями культуры, развитие которой вождь полагал безусловным приоритеом при формировании человека новой, более высокой формации.

Под стать задаче должен быть и деятель культуры: плоть от плоти связанным с народом, патриотом Родины с твердой идеологической позицией, без малейших послаблений по части артчванства, изысков собственной исключительности, игр в словоблудие безыдейности и позерство элитарности.

Общение Сталина с деятелями культуры носило характер деловой и конкретный - ни малейшей показушности нынешних пиар-посиделок с придворными лакеями от культуры, ни минуты траты времени на дилетантизм и развратное пустословие культуртрегера министра Швыдкого.

Культура - для народа и во имя народа; деятель культуры - ее авангард и форпост! - таким было кредо вождя, которое мы и проиллюстрируем некоторыми не очень широко известными примерами.

Демьян Бедный был видным советским пролетарским поэтом, в годы гражданской войны его слава в виде сатирических стихов, фельетонов, памфлетов и частушек гремела по всей стране. В 20-е годы поэт-агитатор продолжал работать с той же неуемной энергией и популярность стала столь высока, что его именем назывались фабрики, колхозы, целые города.

Более чем благосклонно относился к Д. Бедному и Сталин, предоставивший для огромной домашней библиотеки поэта отличный особняк на Рождественском бульваре.

Но от постоянного нахождения на вершине успеха, к началу 30-х годов Демьяна, что называется, понесло: он стал бесцеремонно вторгаться в сферы весьма далекие от его понимания, давать грубые и топорные "рецензии" по любым вопросам, в угаре самовосхваления накатал Сталину жалобу на железнодорожников, отобравших у него, как частного лица, персональный вагон.

В таком же ухарски-разухабистом духе он стал высказываться о важнейших событиях истории России: крещении Руси, былинах о русских богатырях (опера "Богатыри"), с издевкой высмеивал такие ( в его понимании) "исконно русские черты", как лень, отсталость, пьянство, низкопоклонство (фельетоны "Слезай с печки", "Перерва").

Отношение Сталина резко изменилось: постановлениями ЦК опера "Богатыри" была снята с репертуара, сам Демьян получил сильнейшую партийную критику.

Но не угомонился, не затих, не признал ошибки, а, привыкнув считать себя безгрешным и неприкасаемым, написал полное возмущения письмо Сталину.

Ответ вождя был таким:

"Десятки раз хвалил Вас ЦК, когда надо было хвалить. Десятки раз ограждал Вас ЦК (не без некоторой натяжки!) от нападок отдельных групп и товарищей из нашей партии. Вы все это считали нормальным и понятным. А вот когда ЦК оказался вынужденным подвергнуть критике Ваши ошибки, Вы вдруг зафыркали... На каком основании? Может быть, Ваши стихотворения выше всякой критики? .. Побольше скромности, т. Бедный"

У поэта был отобран партийный билет, его исключили из Союза писателей, отстранили от работы в печати. Только в 1942 г. он вновь был допущен к работе в "Известиях", но подпись была уже Д. Боевой.

Супруга А. Луначарского - актриса Малого театра Наталья Александровна Сац (театральный псевдоним Розенель) была самоуверенной, амбициозной женщиной, своим бестактным поведением частенько ставившей в неловкое положение мужа-наркома.

Как-то Сталин сделал последнему замечание насчет поведения его жены.

- Я люблю эту женщину, товарищ Сталин, - решительно возразил Луначарский.

- Любите дома. А в казенной машине что б не смела разъежать по магазинам и портнихам, - ответствовал вождь.

Советская поэтесса Вера Михайловна Инбер - племянница Троцкого. После его падения на нее стали коситься как на родственницу "главного врага народа". Поэтому естественно, что когда в начале 1939 г. большая группа писателей была представлена к награждению орденами, фамилии поэтессы в списке не оказалось.

На это обратил внимание не кто иной, как Сталин.

- Она племянница Троцкого? Ну и что? Наградить орденом "Знак Почета".

Вера Инбер прошла всю блокаду Ленинграда. Ее блокадные стихи заслуженно стали рядом со стихами Ольги Бергольц в литературной летописи подвига города-Героя. В 1946 г. она была удостоена за них Сталинской премии.

В начале 1942 г. гостиница "Москва" стала огромным общежитием многих представителей творческой интеллигенции. На одной из вечеринок в номере известного кинематографиста Романа Кармена происходит знакомство его жены - красавицы Нины (дочери Е. Ярославского) с Василием Сталиным. Между ними возникает столь бурный роман, что, воспринявшая все это всерьез Нина стала, знакомясь с кем-нибудь, называть себя ни больше ни меньше как: Сталина. В отчаянии Кармен пишет письмо И. Сталину, чтобы тот призвал сына к порядку и вернул ему жену.

Ответ был короток: "Мужчина должен уметь сам защищать свою честь, а не писать жалобы". Но через некотоое время Нина все-таки вернулась к мужу.

*В предвоенных историко-революционных фильмах Сталина играл артист Михаил Геловани ("Ленин в 1918 г.", "Оборона Царицына" и др. ) Будучи сам грузином, играл с легким грузинским акцентом, старался добиться максимального портретного сходства. Как-то, чтобы получше "войти в образ", обратился с предложением дать ему некоторое время пожить на Сталинской даче в Сочи.

- Войти в образ? - благодушно сказал Сталин, - Что ж, это хорошо, но может быть, ему начать с Туруханска?"

В любом случае актер достойно играл вождя, стал народным артистом СССР, четырежды лауреатом Сталинской премии.

*Сталин заметил, что многие пишущие о нем обязательно называют его Коба или Сосо, чрезмерно акцентируя внимание на его грузинском происхождении.

- Это, - сказал он, - прошедшие времена. Кому это нужно? То было в Грузии. А какой я грузин? Я русский.

В связи с этим, в более поздние послевоенные годы, Сталину своей истинно русской внешностью и чисто русским говором приглянулся артист Алексей Дикий в заглавной роли фильма "Кутузов". Артист только что вернулся из гастрольной поездки с театром, когда позвонили из Кремля и сообщили, что его приглашает Сталин, и за ним уже послана машина.

На беду Алексей Денисович явился домой под изрядным хмельком с дороги и еле ворочал языком. Поехать, однако, пришлось, в машине артист значительно протрезвел, но Сталин, конечно, сразу распознал его состояние. Не говоря ни слова, он вышел из кабинета, вернулся с бутылкой коньяка, налил полный стакан, выпил и сказал:" Ну вот, теперь будем говорить на равных ..."

Очевидно поговорили неплохо, во всех последующих фильмах роль Вождя и Учителя Дикий исполнил "на отлично", стал народным артистом СССР, лауреатом пяти Сталинских премий.

Весной 1943 г. была образована правительственная комиссия по созданию нового Гимна. В конкурсе приняли участие 65 поэтов и 32 композитора - весь цвет советского искусства. К октябрю наибольшее внимание привлек текст, предложенный Г. Эль-Регистаном и С. Михалковым, первых два куплета которого попали на карандаш И. Сталину.

Вот его правки на полях.

Первый куплет

Свободных народов союз благородный (?) (Ваше благородие)

Да здравствует созданный волей народной (?) (Народная воля?) Воля народов?!

Второй куплет

И Ленин в грядущее путь озарил (после Ленина добавлено Великий)

Нас вырастил Сталин - избранник народа (зачеркнуто - избранник народа).

После чего первые два куплета с припевом были утверждены и 26 октября состоялось их прослушивание на разные варианты музыки. Присутствовали руководители государства, Сталин.

28 октября авторы были вызваны в Кремль.

- Пока куце получается. Ничего не сказано о Красной Армии, ее роли и подвиге. Нужен третий куплет, - и Сталин передал отпечатанный на машинке текст с нарушенным стихотворным размером, - надо еще поработать, но главное - сохранить эти мысли!".

Мы армию нашу в боях закалили!
Врагов -захватчиков подлых с дороги сметем!
Мы в битвах решаем судьбу поколений,
Мы Родину нашу к славе поведем!

Через два часа Политбюро после правок поэтов утвердило окончательный вариант.

Мы армию нашу растили в сраженьях,
Захватчиков подлых с дороги сметем!
Мы в битвах решаем судьбу поколений,
Мы к славе отчизну свою поведем!

В заключение Сталин предложил продолжить работу над музыкой, одобрительно отозвавшись о музыке Шостаковича и Хачатуряна, но: "пожалуй лучше всего слова легли бы на уже известную музыку А. Александрова "Гимн партии большевиков"

... Новый 1944 год страна встречала с новым Гимном Советского Союза.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".