РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 434 >> История
 

Виталий КАРЮКОВ
Как "сталинские соколы" японскую эскадру разогнали

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5482



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Принято считать, что первый конфликт СССР с Японией произошел в 1938 году в районе озера Хасан. Но еще до него отмечены первые провокации, в том числе на море. Тогда, в 1934 году, "сталинские соколы" обратили в бегство целую военно-морскую эскадру Японии.

История вопроса началась еще в годы гражданской войны, когда и без того обескровленный во время русско-японской войны Тихоокеанский флот прекратил свое существование. Его и Сибирскую флотилию (вернее то, что от них осталось) увели в Китай и другие страны азиатско-тихоокеанского региона белоэмигранты. В этот период Япония, напротив, нарастила мощь своего военно-морского флота до невероятных размеров, имея четыре авианосца, 33 крейсера, десять линкоров, 100 подлодок, более ста эсминцев, сотни сторожевых, патрульных и прочих военных катеров, не говоря уже о большом вспомогательном флоте.

Обладая таким поистине громадным потенциалом, японцы чувствовали себя на Тихом океане и, в частности, в Охотском море настоящими хозяевами. Это прямо пропорционально отражалось на их более чем активной экономической деятельности в регионе. Ведь еще Владимир Ильич Ленин говорил о том, что политика - есть концентрированное выражение экономики. Так что к концу 1920-х годов Япония фактически оккупировала Камчатку и ее побережье, устроив там свои поселения в виде баз, факторий, рыбоперерабатывающих заводов, складов и прочих точек и зон хозяйственной деятельности. Вся их кипучая работа весьма точно напоминала картинку из фильма 1966 года "Начальник Чукотки". Только вместо американцев (по сюжету фильма) местных жителей, ительменов, спаивали как раз японцы. Мало того, что оккупанты варварски вылавливали подчистую все, что попадало в их тралы, нарушая все возможные конвенции и квоты. Они еще и выменивали у ительменов за "огненную воду" меха, редкие лекарственные травы и прочие дары природы. Вырубали лес, истребляли выдру, морских котиков и других животных. Нужно ли говорить, что вся эта браконьерская деятельность была незаконной и не могла не обратить на себя внимания Кремля. Тем более, что японских промысловых судов в районе Охотского моря было не один-два и не десять-двадцать, а тысячи. И они попросту грабили СССР, выгребая каждый год ресурсов на несколько миллионов полноценных золотых рублей. А это десятки тонн золота!

Противостоять такому открытому грабежу республике, только-только оправившейся после трех войн и революций, было нечем. Несколько пограничных сторожевых кораблей (ПСКР) проблемы не решали. Тем более, что варварский промысел шел под строгой охраной ("крышей") императорского флота Страны Восходящего Солнца. Примечателен тот факт, что японские военные, защищая своих браконьеров, в то же самое время фактически "отжимали" рыболовецкие суда, владельцы которых честно покупали у Советской России лицензии на законный лов рыбы и краба. Вынуждали их уходить из района промысла.

Заслон этому экономическому и экологическому беспределу поставил товарищ Сталин, распорядившийся перебросить во Владивосток 66-ю отдельную эскадрилью из двенадцати самолетов, которая базировалась к тому моменту на одной из баз Черноморского флота в Крыму. Командовал ею комэск Михаил Пармичев. Понятное дело, что переброска осуществлялась в атмосфере чрезвычайной секретности. Надо еще добавить, что подразделение это было не совсем обычным и выгодно отличалось от других эскадрилий тем, что в нем "служили" летающие лодки итальянского производства "Савойя" С-62Б, что немаловажно для патрулирования морских просторов. Дальность их полета составляла тысячу километров, а развивали скорость они до 200 км/ч. "Савойи" могли нести бомбы, а на случай воздушного боя у них имелись по два спаренных пулемета.

После акклиматизации и необходимых тренировочных полетов осенью 1933 года эскадрилья взяла курс на Камчатку. Все это время, пока летчики готовились вступить с браконьерами в противостояние, японские рыболовецкие флотилии продолжали бесконтрольный вылов даров моря. Нельзя утверждать, что советские пограничники совсем уж пустили процесс на самотек. При любой возможности наши сторожевые корабли проводили-таки задержания нарушителей с конвоированием браконьерских шхун и составлением необходимых в таких случаях протоколов.

А летом 1934 года и экипажам "Савой" представилась возможность проявить себя в борьбе против тихой самурайской интервенции. Во время задержания очередного рыболовецкого судна на горизонте появилась японская боевая эскадра с явно немирными намерениями. Осознавая серьезность сложившейся ситуации, с пограничного катера, производившего задержание, дали радиограмму в Петропавловск-Камчатский, откуда в срочном порядке в море вышло подкрепление в составе трех кораблей. Пришедшие на подмогу ПСКРы уже подошли к противнику на расстояние артиллерийского выстрела. И тут случилось невероятное: один из японских эсминцев просигналил нашим пограничным сторожевым кораблям... следовать за ним. Ни много, ни мало. И это в наших территориальных водах! Видимо, убедившись в огневом превосходстве своей эскадры, самураи уверовали в собственную безнаказанность и окончательно обнаглели, что вскружило им головы и подвигло на захват наших кораблей. Даже человек, не знакомый с морским правом, не мог не понимать, что это уже являлось прямым нарушением всех международных соглашений и законов. А попросту говоря - пиратством.

Но тут в самый напряженный момент в небе появились наши "Савойи", которые развернулись для атаки на эсминцы противника. А через мгновение они уже имитировали бомбометание по кораблям противника. Это вызвало настоящую панику в стройных рядах японской эскадры. Забыв о потенциальной "добыче" - советских пограничных сторожевиках, одни самураи дружно кинулись кто куда, другие описывали круги по волнам, опасаясь, что двигаясь прямым курсом, корабль в большей степени рискует подвергнуться бомбардировке. Более того, японские моряки, охваченные животным страхом, включили на полную мощность корабельные сирены, взывая о пощаде. Страх горе-вояк был настолько велик, что, удирая в сторону нейтральных вод, они унизились до крайности, передав через сигнальщика: "Счастливого плавания!".

После этого инцидента браконьерские набеги на наши территориальные воды резко прекратились. 66-я эскадрилья сделала важное дело, отвадив нарушителей от соблазна соваться в советский огород. "На чужой каравай рот не разевай", - гласит русская народная мудрость. И в 1934 году "сталинские соколы" разъяснили ее смысл японской военщине. Потом были уроки Хасана и Халхин-Гола, которые преподала милитаристам Красная Армия. Все это вместе взятое, видимо, и привело к тому, что Япония поостереглась вступать в масштабную войну с СССР в 1941 году. Как говорится, обжегшись на молоке, дуют и на воду.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".