РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 430 >> "Аврора"
 

Леа РУЖ
Про то, что снова будет другая жизнь
Рецензия на третий номер альманаха "Буйный Бродяга"

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5397



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Вышел третий номер альманаха коммунистической фантастики "Буйный Бродяга". Он получился сборной солянкой, но назвать это недостатком нельзя.

Вообще саму удачность или неудачность номера следует оценивать с точки зрения целей, которые ставили его создатели. Если их целью было напомнить прокоммунистически настроенной аудитории, что была и когда-нибудь снова будет другая жизнь, с другими проблемами на повестке дня, а нынешние будут решены и даже забудутся, то с этим они справились блестяще. А вот с затрагиванием проблем, актуальных для нынешнего времени, дело обстоит хуже.

Первый рассказ "Икс, Игрек, Зет" отсылает к ставшей уже классической идее зомби-апокалипсиса. Некоторая часть людей под действием вируса превратилась в зомби. Однако в рассказе опасность для человечества ликвидирована, зомби живут в резервациях, люди от заражения защищены, и о резервациях даже заботятся. Смысл рассказа в другом: зомби - это гротескный образ мещан-потребителей. Герой-человек признаёт, что вакцины против этого нет, но в то же время уверен, что люди время от времени должны видеть зомби вблизи, чтобы "не деградировать до их уровня".

Рассказ "Светлое будущее" - один из самых удачных рассказов сборника, в том числе и потому, что имеет прямую связь с сегодняшним днём. Сюжет рассказа классический - человек из нашего времени попал в будущее. Даже стандартных ходов типа "не понял куда попал, и попал случайно, не знаю, как выбраться" в рассказе нет. Возможность вернуться или остаться целиком и полностью зависит от выбора главного героя, которого в родном времени ничего не держит. Всё внимание автора сосредоточено на том, каково нашему современнику, успешному обывателю, будет в коммунистическом будущем. И вот оказывается, что поначалу ему там даже очень неплохо. Еда, одежда, жильё, инет, айфоны - всё бесплатно и высшего качества, даже статьи за тунеядство нет, делай что хочешь. Но вот только этот герой постепенно начинает понимать, насколько он данному обществу чужд. Там все работают, и не за деньги, а за интерес, а ему ни работать, ни учиться не хочется, хотя для этого есть все возможности. И даже просто развлекаться и отдыхать он там не может. Потому что музыка и фильмы для него слишком сложны, "грузят", и даже компьютерные игры требуют знаний, хотя бы школьного минимума, которого у героя нет, как и желания его получить. Нет там и порнографии и возможности "склеить тёлку", не потому что введены пуританские нормы на личную жизнь, а потому что герою банально не о чём говорить с образованными девушками из коммунистического будущего. Отчасти он попадает в положение Кисы Воробьянинова, у которого все мысли крутились вокруг дамских оркестров, но он понимал, что для разговора с девушками это не тема.

Так что герой решает, что лучше вернуться назад, тем более, что в своем мире он отсутствовал не более десяти минут. Он возвращается, чтобы резаться в тупую стрелялку, но при этом знает, что впереди война, а дальше - долгие годы послевоенного восстановления, так что наше время - "самое лучшее", во всяком случае для сытого обывателя. Правда, одно полезное дело он всё-таки свершил - пристраивает не приспособленного к практической жизни изобретателя, выступая для него этаким "Саввой Морозовым".

Рассказу "Мир и его мама" тоже можно дать высокую оценку. Мир - личное имя героя, мать его называет ласково "Мирик", но в тоже время это имя - значимое. Ему нужен весь мир, а его матери - дача с огурцами. Также ей нужно воспитывать детей самой, а не отдавать в коллектив, чтобы потом их можно было попрекнуть: "Я тебе жизнь посвятила, а ты..." (не желаешь быть таким, как я хочу, то есть удобным мещанином). Мать готова поверить в любую ерунду и мистику, лишь бы они оправдывали выращивание горьких огурцов. Причём, ирония судьбы в том, что если бы настоящая наука и техника не развились, ей было бы не на чём доехать до своей любимой дачи.

Финал рассказа открытый, неизвестно, улетит ли герой в Космос или обзаведётся на Земле семьёй и будет волей-неволей вынужден возить детей на дачу к бабушке.

Рассказ "Весенние песни земли" посвящён теме риска. Ради чего стоит рисковать и что движет людьми, которые рискуют собой. Тема важная, но всё-таки она будет актуальна тогда, когда большинство нынешних проблем будут решены. Собственно, действие и происходит в таком будущем.

Рассказ "Про инопланетян" - самый неудачный из материалов сборника. Дело происходит в далёком будущем, когда никаких современных проблем уже не осталось, а единственная проблема, которую видят герои рассказа, - это как убедить большинство людей, в том, что к животным надо относиться как к людям. Что белка в парке - "просто один из посетителей". Ничего не зная об авторе рассказа, могу лишь заметить, что люди, пропагандирующие этакий сверхгуманизм, на практике оказываются весьма жестокими. Белке вообще-то всё равно, считают её человеком или нет, ей важно, чтобы не мучили, не угрожали и орешками кормили. А вот "морально загрызть" человека, который считает белку белкой, такой вполне может.

Рассказ "Северное сияние над пальмами" написан известным в своё время немецким фантастом Гюнтером Крупкатом, а теперь впервые опубликован на русском языке. Тема роботизации и капитализма была и остаётся одной из тем, которые обсуждают левые. Показанный в рассказе капиталист Тейлор, который волею случая попадает на роботизированный остров Меканико, прямо говорит, что роботизация - "дорогое удовольствие" по сравнению с эксплуатацией людей, которых "много" и потому можно губить их здоровье и жизни на опасных производствах. Однако в рассказе робототехнику разрабатывает соцлагерь, которого теперь нет. В рассказе агент капиталистов пытается уничтожить остров, но ему это всё-таки не удаётся, во многом потому, что даже сын буржуя Эдвард Тейлор оказывается не только на словах, но и на деле против такой варварской подлости, и помогает обезвредить мерзавца. Увы, реальность оказалась куда печальнее - льды капитала смогли- таки раздавить и поглотить остров социализма с ростками будущего.

Помимо этих рассказов, в сборнике есть лирика и три критические статьи.

В целом, выход сборника, несмотря на отдельные ошибки, является редкой жемчужиной на фоне той книжной макулатуры, которой завалены все отделы фантастики в магазинах.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".