РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 428 >> История
 

Геннадий ТУРЕЦКИЙ
Восклицательный знак сталинской эпохи

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5350



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

От слов "сталинская эпоха" всегда веет величием и могуществом. Действительно так, ибо стартовали мы в ту эпоху, как выразился "лучший друг" Советской страны У. Черчилль, с "сохой", а закончили - с "атомной бомбой", в статусе мировой сверхдержавы. В стране делалось буквально все, чтобы образовательный уровень населения постоянно повышался, научные кадры - совершенствовались, а сами наука и техника - развивались. Потому, скажем, в СССР осенью 1951 г. была создана первая в мире ЭВМ первого поколения, а вскоре и по развитию микроэлектроники мы смогли стать третьими в мире, уступая лишь США и Японии.

После нашей Великой Победы в той страшной войне вождь посчитал необходимым показать всему миру величие страны-победительницы, в том числе величием архитектуры её столицы. Достичь этого было решено, прежде всего, высотной устремленностью ряда зданий Москвы, зданиями в стиле, вошедшем в историю как "сталинский ампир", или по-простому - "сталинскими высотками". 13 января 1947 г. Постановление о строительстве таких высоток принял Совет Министров СССР, и архитекторы вскоре представили вождю проекты восьми зданий (реально потом воздвигли семь). Одно - на самой высокой в Москве точке на Ленинских (Воробьевых) горах. Сталин сразу поинтересовался: "А что у нас там будет?". "Гостиница" - последовал ответ. Но мнение вождя оказалось иным: "Гостиница подождет. Нам нужно здание нового университета".

Через несколько дней на специальном совещании по "университетскому вопросу" Сталин объявил свое итоговое решение: "На вершине Ленинских гор, чтобы очень издалека было видно, возвести новое здание МГУ с высотой не менее 20 этажей. И чтобы предусмотрели каждому студенту отдельную комнату в общежитии". Поинтересовался у ректора МГУ академика Александра Несмеянова: "Сколько предполагается у вас учащихся? Шесть тысяч? Значит, должно быть шесть тысяч комнат". Но в разговор вмешался Молотов: "Товарищ Сталин, студенты народ компанейский. Скучно им будет жить поодиночке. Пусть хоть по двое селятся". "Хорошо, тогда оставляем три тысячи комнат".

Вот так решилась судьба высотного здания МГУ, предназначенного стать "дворцом и храмом советской науки". Все постановления по его строительству подписывал как Председатель Совета Министров лично Сталин и, естественно, нес за него всю ответственность. А главным архитектором был назначен талантливый и известный советский зодчий Борис Иофан, проектировавший Павильоны СССР на международных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939), Московский театр эстрады и множество других зданий. Именно ему принадлежит общий архитектурный замысел сооружения в виде композиции из пяти объемов: монументальной, высотной центральной части, используемой еще и в качестве постамента для скульптур, и четырех симметрично расположенных, более низких боковых объемов, увенчанных башенками. На самом верху высотной части изначально предполагалось установить величественную скульптуру, например, человека с устремленной к небу головой и широко раскинутыми руками (символ тяги к знаниям), возможно даже похожего на Сталина. Со всеми этими вариантами Сталин не согласился и дал указание завершить здание шпилем с пятиконечной звездой, как и на всех остальных строящихся "высотках".

Серьезное расхождение возникло совершенно по другому вопросу: где, собственно, должно стоять это монументальное сооружение? Иофан, как главный архитектор, мыслил расположить его прямо на краю 70-метрового обрыва Ленинских гор, чтобы здание было отовсюду видно. Однако ученые-специалисты рассчитали, что расположение такого огромного здания в зоне обрыва с подвижным грунтом чревато катастрофой. Сталина в необходимости переноса здания подальше от кромки Ленинских гор убедили, а вот Иофана - нет. Из-за его категорического несогласия Постановлением от 3 июля 1948 г. Иофан от работ по проектированию был отстранен, а дальнейшее руководство поручили группе архитекторов, возглавляемой Львом Рудневым. Руднев принципиальных изменений не вносил и стиль сооружения в значительной степени сохранил, но решение о переносе здания на 1400 метров от края обрыва принял. А на месте, выбранном Иофаном, устроили смотровую площадку, функционирующую и поныне.

12 апреля 1949 г. состоялась торжественная церемония закладки первого камня высотного здания МГУ. Ровно за 12 лет до полета Гагарина, что глубоко символично. Титаническая строительная работа, занявшая четыре года, закипела. В ней было применено много новаторских разработок: и в создании несущей системы в форме коробчатого фундамента, и в каркасе, на который ушло 40 тыс. тонн стали, с жесткой арматурой из колонн и балок. Впервые для высотного строительства были применены сварные монтажные соединения (а не заклёпочные), что позволило существенно снизить вес и трудоемкость монтажа. А вот шпиль со звездой и колосьями, хоть и кажется "золотым", но облицован пластинами из желтого стекла, с внутренних сторон покрытых алюминием, ведь от ветра и осадков любая позолота придет скоро в негодность.

Организационные работы "университетского проекта", как и "атомного", поручили курировать Л. Берии. Под его началом на строительстве трудилось 20 тысяч человек. Общее руководство по строительству и оформлению комплекса МГУ, можно сказать, вел сам Сталин. Мастерской В. Мухиной он поручил величественное и помпезное скульптурное оформление всех фасадов. Постоянно требовал, чтобы все кафедры и лаборатории оснастили самым современным оборудованием, чтобы внутри все залы оформили по последнему слову техники. Именно он, в частности, занимался и вопросом: чьи портреты, статуи и барельефы украсят фойе и коридоры университета, а для оформления всех внутренних помещений лично распорядился передать 5 тысяч картин. 6 марта 1951 г. Сталин завизировал архитектурно-планировочное задание на строительство дорог и озеленение территорий, прилегающих к комплексу будущего МГУ, а летом 1952 г. приезжал осматривать строительство лично.

Как итоговый результат всей титанической работы, 1 сентября 1953 г. состоялось торжественное открытие Дворца науки на Ленинских (Воробьевых) горах. Он стал вершиной совершенно уникального сталинского архитектурного стиля. Венцом и последним символом всей великой сталинской эпохи, её, можно сказать, восклицательным знаком! Хотя лично перерезать красную ленточку при его открытии Иосиф Виссарионович уже не смог.

Этот высотный комплекс побил все рекорды и до 1990 г. оставался самым высоким административно-жилым зданием Европы: высотой - 240 метров, 36 этажей, при 50-метровом шпиле с венчающей его звездой и колосьями, весом 12 тонн. В здании рекордное число колонн, пересчитать которые практически невозможно, а на одной из боковых башен установлены московские часы-чемпионы: с циферблатом из нержавеющей стали диаметром 9 метров и 39-килограммовой минутной стрелкой длиной 4,1 метра, что вдвое длиннее стрелки кремлевских курантов. А если постараться обойти все помещения комплекса и постоять в каждом по минуте, то на это потребуется целый день. Среди помещений на 2 этаже - актовый зал на 1500 мест и Дворец культуры с залом на 640 мест, а на 31 этаже - "ротонда": круглая постройка с залом заседаний увенчана грандиозным куполом с великолепной колоннадой по периметру.

А вот в боковых секторах, со 2 по 18 этажи - жилая зона с квартирами для профессорско-преподавательского состава и общежитиями для студентов и аспирантов, с общим количеством проживающих до 2000 человек. Как и другие "сталинские высотки", здание МГУ задумано также как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой: кинотеатром, почтовым отделением, телеграфом, столовыми, продовольственными и промтоварными магазинами, парикмахерской, предприятиями бытового обслуживания, поликлиникой и спортивным центром с 25-метровым бассейном. Чтобы студент, войдя сюда 1 сентября, мог не покидать здание в течение всего учебного года.

Со дня открытия этого величественного здания прошло более 60 лет. Оно встало как память о величественной эпохе и как вечный символ её на Ленинских (Воробьевых) горах.

От редакции:

Этот материал подготовлен по просьбе редакции как отклик на предложение Путина восстановить здание, а возможно, и сам монастырь в Кремле. Как говорится, по Сеньке и шапка. Каждый решает задачи по себе.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".