РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 427 >> Общество
 

С. Гурин
Социальное равенство - в образовании. А оно потеряно

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5317



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Вопрос социального равенства в том виде, какое оно сейчас на пространстве РФ, многозначен, сложен и одновременно чрезвычайно прост. Справедливо говорить лишь о равенстве новорожденных, на чём равенство, собственно, и заканчивается. Социальная основа равных возможностей - это образование, право ребёнка на развитие, максимально раскрывающее его личность через возможность совместно со своими сверстниками и окружающими его взрослыми трудиться над собой и окружающей средой, постигая все достижения человечества. Личность ребёнка не может рассматриваться в отрыве от общества. Не может быть развитой детской личности в неблагоприятном общественном окружении.

Но это в теории, на практике такое равенство у нас в обществе было в середине прошлого века, а ныне потеряно. Сегодня дети и их родители сталкиваются с тем, что у нас больше нет дошкольных учебных заведений - детские сады теперь сады в исконном понимании данного слова. Система дошкольного образования уничтожена. Уже на стадии подготовки к школе, если родители не педагоги и у них нет времени или денег на обеспечение дополнительного дошкольного образования, дети разделяются на тех, кому будет доступно социальное равенство, и тех, кому никогда не понять, что это такое (как во Франции, Германии и прочих странах Запада). Дальнейшее разделение идёт в общеобразовательной средней школе. Учебники в ней изобилуют антинаучными, противоречивыми данными, учеников заставляют запоминать, а не мыслить. Из программы исключены предметы, развивающие мелкую моторику рук. Учителя ориентируются на одного или нескольких учеников при преподавании (они уже не учат, а именно преподают), остальные у них тупые от рождения. Домашние задания ориентированы только на совместное со взрослыми выполнение. Ребёнок в одиночку способен разве что зазубрить то, что задали ему в школе. Полностью исключена из школьной программы производственная практика, общественно полезный труд.

Родители, которые понимают, что происходит, стараются вмешаться в учебный процесс, заставить учителей отрабатывать программу, исключив из неё мракобесие и антинаучные данные. Они совместно с детьми готовят уроки, обучают их думать. Но таких родителей очень мало. Родители, которые от рассвета до заката вкалывают, даже физически не способны принять участие в формировании личности собственных детей. Большинство родителей просто приспосабливаются.

В итоге, мы сейчас имеем ситуацию, сходную с катастрофой. У нас люди в общей массе не способны оценить, что такое социальное равенство. Очень отчётливо, к чему приводит подобная государственная политика в образовании, мы наблюдаем на примере братской нам Украины, провалившейся в фашизм. Там люди, имеющие коммунистическое прошлое и опыт победы в Великой Отечественной войне, оказались не способны организовать сопротивление идеологии и практике фашизма, блокировать гражданскую войну на низовом уровне. Вероятнее всего, россияне в подобной ситуации вели бы себя аналогично.

Социальное равенство имеет только тогда смысл, когда все люди в обществе обучены мыслить и включены в трудовую деятельность. (Уточним, что трудовая деятельность и работа зачастую взаимно противоречивые понятия и ни в коем случае не синонимы).Чем дальше и больше по времени мы отдаляемся от СССР, тем меньше у нас людей в обществе, способных к пониманию, что такое социальная справедливость и зачем она вообще нужна.

Единственный путь к возврату социальной справедливости или по-другому к социальному равенству - это путь равенства возможностей в образовании детей, вне зависимости от социального положения их родителей. Так, как существовало при Советской власти.

Университет Хлебникова

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".