РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 197 >> Прочие материалы номера
 

Валерий ИСАЧЕНКО
У каждой эпохи свои творцы

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?528



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Великие эпохи неповторимы. Отечественная война 1812-1814 годов вызвала к жизни такой подъем русской культуры, такой рост национального самосознания, которые сравнимы только с первым десятилетием после Великой Отечественной войны.

То далекое время принято называть "золотым", или пушкинским, веком, и среди его великих творцов был Степан Степанович Пименов (1784-1833 гг.)

Он родился на окраине Петербурга, в семье служащего таможни. На юного Степана обратил внимание скульптор М.И. Козловский ("русский Буонаротти"), автор памятника Суворову. У Козловского он учился, сначала на дому, а потом и в Академии художеств. Юноша был феноменально одарен и выделялся среди питомцев Академии. Первая известная работа - статуя князя Владимира в нише Казанского собора - появилась на свет, когда автору было всего... 20 лет. Затем он создает для собора статую Александра Невского.

Пименов поражал современников. С ним сотрудничали А.Н. Воронихин, К.И. Росси, В.П. Стасов и другие зодчие. Каждая работа Степана Степановича достойна отдельного рассказа, поэтому ограничимся перечнем самых значительных: воины в павильонах Аничкова дворца, статуи на фасаде Публичной библиотеки, квадрига Аполлона на фасаде Александринского театра, скульптурное убранство Елагина дворца и его павильонов. Он один из главных авторов скульптур Главного штаба и Нарвских ворот, Михайловского дворца и зданий на Манежной площади, Сената и Синода.

Пименов - певец ратной славы Отечества. В его скульптурах много героического пафоса и лирического чувства; их отличает безупречный вкус и отменное мастерство. Среди шедевров мастера особенно выделяется скульптурная группа "Геракл, побеждающий Антея" у Горного института. Современники хорошо понимали патриотический смысл произведения. Многие работы ваятеля украсили Русский музей и другие музеи. Превосходны его небольшие фарфоровые скульптуры - Пименов был художником Фарфорового завода.

Одновременно Степан Степанович преподавал в Академии художеств. Характерно, что его сын Николай также стал крупным скульптором и даже участвовал в работах отца.

Завершилась его биография печально. Вот что писал скульптор П. Свинцов: "Я убедился, сколь трудно русскому художнику, без сторонних связей, одним личным дарованием показать свое усердие". Николай I, особо благоволивший к художникам-немцам, остался недоволен, увидев на выставке пименовские скульптуры из фарфора. В конце концов Пименова уволили в 1830 году из Академии, выселили из академической квартиры. Он разделил судьбу многих русских талантов. Скончался в возрасте 49 лет, а через год состоялось торжественное открытие Нарвских ворот, одним из авторов которых был Степан Степанович. Вряд ли тогда вспомнили о нем. Но представить себе Петербург без Пименова невозможно. А для советских скульпторов его имя стало одним из самых дорогих; многие учились на его творениях.

Каждая эпоха выражает себя в монументальной скульптуре.

1812 год породил Пименова, В.И. Демут-Малиновского, И.И.Теребенева, Б.И. Орловского и многих других ваятелей.

Советская эпоха вызвала к жизни "Октябрь" А.Т. Матвеева, "Рабочего и колхозницу" В.И. Мухиной, Воина в Трептов-парке Берлина Е.В. Вучетича и сотни других первоклассных произведений.

Перестроечное время тоже отличилось, выставив на обозрение городовых, бендеров, чижиков-пыжиков и прочую шушеру. По-видимому, остается запечатлеть киллера и путану. Каковы времена, таковы и идеалы. Разве это не омерзительно?!

В.Исаченко,
художник
Ленинград

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".