РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 423 >> РОТ ФРОНТ
 

В. Тушканчиков
Капитализм разрушает всё ценное

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5252



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Экологическая проблема - одна из составляющих общего кризиса мировой системы капитализма. Стоит отметить, по крайней мере, четыре фундаментальных причины экологического кризиса. Эти причины настолько ярко выражены и глубоки, что кажется удивительным, как жива до сих пор природа.

1. Неэффективность рыночной капиталистической экономики с точки зрения конечного результата производства. Для современной капиталистической экономики характерен избыток и несбалансированность средств потребления. Более того, стимулирование сверхпотребления, наряду с неоправданными правительственными расходами, - фактически единственное условие выживания капитализма в условиях повторяющихся кризисов перепроизводства. Боязнь перепроизводства, а также индивидуалистический характер потребления, как и мещанский образ жизни, - гарантии того, что экономика развивается по "затратному принципу".

2. Разрушение источников экологических (общественных) благ, в том числе выполняющих рекреационную, научную, культурную функцию, как не приспособленных к товарному обмену. Результат перекоса экономики в сторону частных благ, за пользование которыми можно взимать плату. С этой точки зрения, социализм представляет собой просто возврат разбалансированной экономики в нормальное русло, освобождение от товарного маразма, который апологеты капитализма трактуют как "прогресс".

3. Общий кризис капитализма сопровождается глубочайшим духовным кризисом, когда во взаимоотношениях человека с природой господствует принцип подчинения природы личностным порокам. Происходит приспособление окружающего мира и всей системы производства под нужды порочной личности. (В отличие от социалистического общества, имеющего целью воспитание таких личностных качеств, которые способствовали бы гармоничному вписыванию человека в природу). Тут тоже своего рода "затратный принцип", только не с точки зрения удовлетворения потребностей, а с точки зрения их формирования. Загнивающему капитализму выгодно углублять духовные прорехи, компенсируя их нарастающей массой все новых товаров и услуг.

4. Частичная деиндустриализация, связанная с искусственным торможением властными кругами крупной промышленности в пользу кустарщины. Кустарщина экономически невыгодна, но политически способствует снижению "стоимости рабочей силы" за счет разобщения трудящихся, насаждения оппортунистического менталитета.

Апологеты капиталистического мракобесия оперируют фактами и теориями 18-19 века, доказывая, как росло благосостояние населения, невзирая на промышленное загрязнение. В такой ситуации апологетика существующих порядков строится на пошлости и лжи. "Работайте больше, и всё будет чище", и "Все экологические споры решаемы в суде". Или еще одно предлагаемое решение - что нельзя сделать частным и нереально превратить в источник стрижки купонов, того и быть не должно. Давайте все разрушим, а оставим из природного только то, что можно приватизировать, узурпировать, окружив забором и ротой головорезов.

Капиталистическое мракобесие, потребительское блуждание в потемках, ужасная неэффективность экономики - вот основа варварского разрушения окружающей среды, вот причина того, что экологический вопрос вообще встает на повестку дня. Тут выражена несостоятельность самой системы производственных отношений.

А социально-ориентированная экологическая политика должна иметь целью рационализацию потребления через достигнутый баланс между личными и общественными фондами, повышение эффективности с точки зрения конечного результата производства. Она должна проповедовать коллективное потребление, решать проблему распределения именно распределением, а не наращиванием производства. Не надо бояться, что кто-то назовёт такую политику "пропагандой нищеты". В мещанском понимании любой человек - "нищий", если у него нет в собственности элементов показного комфорта, служащих всего лишь удовлетворению комплекса неполноценности собственника. Такая социально-ориентированная политика должна быть направлена на поддержку крупной, общественной промышленности, избавление её от частнособственнических домогательств, превращение её в общественное достояние с выработкой культуры, провозглашающей неприкосновенность этого богатства, работающего в интересах всех людей.

С подлинно научной точки зрения, проблема взаимоотношений человека с природой должна выводиться из состояния производительных сил и отношений между людьми в процессе производства. Идея выделить экологическую проблему в самостоятельную, да еще и "наиважнейшую" (сначала, дескать, - выживание человечества, потом уж все остальные) есть реакционная, правая идея, направленная на то, чтобы затушевать основные противоречия общества и заострить внимание на второстепенных, - экология, ядерное разоружение и т. п., - якобы, "общечеловеческих" и "надклассовых" вопросах.

Тем не менее, проблема взаимоотношений человека с природой существует, и нельзя от нее отмахиваться. Но при этом нельзя забывать, что социальный вопрос первичен, а экологический - вторичен, и разрешить его возможно лишь по мере решения социального вопроса. То же самое касается этической стороны вопроса. Конечно, человек с его разумом должен осознавать себя частью чего-то большего, чем он сам, звеном экосферы, способствующим общему развитию. Но для этого необходимо вырабатывать совершенно новую надстройку, новую культуру взаимоотношений с природой. А без выполнения условия построения более совершенного, социалистического общества такая идея превращается в утопию кучки интеллигентов-натуралистов.

Итак, загнивающий капитализм опустошает все, что не связано с рынком, с капиталистическим способом производства. Рушится все ценное, - социальное, природное, духовное, - что не может по природе своей ужиться ни в каком виде с товарным производством. Отвергаются любые ресурсы и блага только по той причине, что слишком велики издержки, связанные с взиманием платы за них, или с тем, чтобы разобраться, кому же принадлежат права на их эксплуатацию. Благосостояние народа падает день ото дня, но это никого не волнует, потому что при его подсчете учитывается только потребление "памперсов", "сникерсов" и прочих товарных благ. Капитализм отнимает у человека всё ценное, навязывая ему взамен безобразное пестрое месиво ненужных товаров. Такой строй и неэффективен, и смертельно опасен для человечества.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".