РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 422 >> Рецензия
 

Алексей СТАББЗ
Около ОМОНа
Рецензия на фильм "Восьмёрка" по одноимённой повести Захара Прилепина

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5210



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Шёл я на предпремьерный показ фильма "Восьмёрка" в раздумьях. С одной стороны, фильм основан на книге известного русского писателя-бунтаря Захара Прилепина, приходящего на смену Лимонову, по сценарию также весьма известного сценариста и режиссёра Александра Миндадзе. Да и режиссёр Алексей Учитель, хоть и считается либералом, с художественной точки зрения всегда создавал фильмы, рассчитанные на людей думающих. С другой стороны, насторожил пересказ сценария, где обещан фильм про "любовь без тормозов", которая "становится причиной смертельной схватки между четверкой молодых парней из спецназа и бандой, терроризирующей весь город". Эту дилемму мысленно я разрешил в пользу текста выжимки сценария: больше шансов, что железная логика коммерческого кино сломает свою очередную (пусть и именитую) "жертву", чем надежд на хитроумие авторов, спрятавших глубокий смысл в обёртку банального боевика. Я не ошибся. Скажу честно, что повесть Прилепина, по которой снят фильм, не читал. Можно ли это считать решающим фактором? Думаю, нет. Вот и авторы (Прилепин и Учитель) на предпремьерной пресс-конференции на вопрос журналиста, почему в фильме отсутствует эпизод из книги, где молодые ребята клеят листовки с серпом и молотом, дружно отвечали, что фильм и книга - это два сугубо самостоятельных произведения. Режиссёр вообще разошёлся и на повышенных тонах заявил: "Что, в этом фильме вам больше нечего смотреть? Здесь нет никакого социального, только художественное!" Мой вопрос о том, как понимают создатели фильма социальные предпосылки бандитских 90-х, и отражены ли они в фильме, отпал сам собой.

А что такого художественного есть в фильме, если социальное сведено к минимуму? Здесь всё банально. Некий провинциальный городок, где всем заправляют бандиты. Но есть хорошие парни из ОМОНа, которые бандитов не любят. Правда, один из ОМОНовцев "запал" на девушку главного бандита. Всё это происходит на фоне повседневных будней "мастеров резиновых изделий", когда они старательно метелят бастующих рабочих завода. Драки массовые и локальные, любовь в стане врага, "плохие хорошие парни", нарушающие опостылевшие законы - всё это мы видели неоднократно. И для этого не надо лезть в классику. Самая ближайшая аналогия - "Околофутбола" Борматова, либо его же "Чужая" ( там как раз про 90-е). Та же фабула, только декорации немного иные, да и герои. Хотя насколько герои другие, вопрос: и там, и здесь играют сплошь молодые звёзды сериалов, выделить которых из общей массы "бойцов" крайне сложно. Казалось бы, классическая "четвёрка" в "восьмёрке" - есть где разгуляться в проработке характеров (да ещё на основе повести). Но куда им до другой "четвёрки" - в "Бумере" (ещё один фильм, который сразу приходит на ум). При этом нельзя сказать, что актёры отлынивают; просто сама драматургия фильма построена так, что выделиться ребятам особо не дают.

Фильмов про 90-е наснимали достаточно, а на тему бандитизма и подавно. Остросоциальная проблематика, - та же борьба за завод, - могла бы внести новую струю в избитый сюжет. Но, увы, по личным или цензурным мотивам эта тема проходит в фильме вскользь. Самый яркий момент, когда ОМОНовцы защищают от разгневанной толпы работяг нового владельца - ненавистного им лично главаря бандитов Буца, даёт нам представление о том, что рассказ идёт о какой-то особой социальной группе, отличающейся от современных "джентльменов удачи" не только тем, что те носят спортивные костюмы, а эти серую форму. Но, повторюсь, подобных оригинальных моментов в фильме мало, и он смахивает на адаптацию драмы о бандитской романтике для отставных милиционеров. "Хоть "Восьмёрка" и не чета вашим "Бумерам", да "Мерсам", но мы лихо гонять тоже умеем и лупить от души тех, кто на "Бумерах". Ээх!"

Российская индустрия коммерческого кино очень быстро научилась у западных коллег брать достаточно опасные темы и выхолащивать их до уровня безликого боевика (мелодрамы, комедии) на уик-энд. И эта тенденция не может не печалить. Когда я заметил по окончании фильма сидевшему рядом Захару Прилепину, что в жизни ОМОН задерживает не так: заламывает руки, а не берёт под них, услышал в ответ - "Всё не так!" "Но, - бодро продолжил он, - у каждого (имел, очевидно, в виду режиссёра) своё представление". Главное, на мой взгляд, чтоб это представление не превращалось под влиянием коммерческой имитации искусства в набор серых стереотипов, напоминающих своей серостью куртку безвестного ОМОНовца.

От редакции:

Похоже, по большому счету наблюдаем просто запуск агитпропа российского ОМОНа.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".