РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 421 >> История
 

Геннадий ТУРЕЦКИЙ
Встал в Берлине воин-освободитель

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5184



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Памятник Советскому "Воину-освободителю" на холме Славы в берлинском Трептов-парке приобрёл такую мировую известность, что кажется, стоит он здесь вечно и всегда был таким. Однако, это отнюдь не так. Мемориал был торжественно открыт 65 лет назад, 8 мая 1949 г., в Трептов-парке - там, где ещё в 1937 году замыслил сооружение огромного мемориального комплекса фашистский фюрер Гитлер. Венчать комплекс должен был прославляющий его, Гитлера, эпоху Дворец победы. Почти так все оно и вышло: есть Победа, есть Мемориал в парке, нет только самого Гитлера.

А вот почему Победителю потребовалась еще и немецкая бронза - это вообще очень любопытный исторический момент. Осенью 1941 г. под Волоколамском бойцы генерал-лейтенанта К. Рокоссовского остановили продвижение немцев к столице. В том сражении, кроме уничтоженных танков, артиллерии и тысяч фашистов, они захватили еще и большой грузовой состав с опечатанными вагонами. Когда вагоны вскрыли, в них увидели полированные гранитные блоки и куски бронзовых отливок. Как оказалось, это были детали и элементы монументального памятника немецкому солдату-победителю работы любимого скульптора фюрера Арно Брекера - "Гений Победы". Помпезный монумент фашисты намеревались установить в поверженной Москве на месте Кремля. А двойников "Гения" Гитлер предполагал поставить по всей границе нового рейха. Рокоссовский доложил о находке Сталину, на что вождь ответствовал так: "Отливки храните. Мы из этой бронзы отольем Советского воина-освободителя Европы и установим в честь нашей победы над фашизмом". Так что на отливку памятника советскому Победителю пошла и бронза немецкого "гения".

Только вот кто должен стать прообразом этого Освободителя? В августе 1945 г., сразу после окончания Потсдамской конференции, маршал К. Ворошилов пригласил известного скульптора Евгения Вучетича и сообщил ему, что принято решение в честь Победы над фашистской Германией воздвигнуть в Берлине Мемориальный ансамбль-памятник. А поскольку Потсдамскую Декларацию от имени Советского Союза подписывал Верховный Главнокомандующий И. Сталин, то рекомендуется его и сделать центральной фигурой, предположительно с глобусом или символическим изображением Европы в руке. Вскоре Вучетич подготовил эскизный вариант центрального памятника, но одновременно, для себя, изобразил еще одну композицию - "Воин-освободитель". Оба макета полуметровой высоты были выставлены для обзора в одном из залов Кремля и посетители, естественно, сразу останавливались у изваяния И. Сталина в форме генералиссимуса и дружно высказывали свое одобрение. А фигуру солдата с девочкой, да еще и обернутую целлофаном, они будто и не замечали.

Но вот появился Сталин. Неторопливо прошел вокруг макетов и, повернувшись к скульптору, спросил: - Скажите, Вучетич, вам не надоел этот... с усами? - и нацелился мундштуком трубки в лицо собственной полуметровой фигуры. - Но это пока еще эскиз, - не совсем понял реплику скульптор. Однако взгляд Сталина был уже устремлен на фигуру под целлофаном: - А это что? - Это тоже эскиз, - ответил Вучетич. - Тоже и...кажется, не тоже, - заметил вождь. - Покажите. Вучетич снял целлофан с фигуры солдата и Сталин, скупо улыбнувшись, заметил: - Вот этого солдата мы и поставим в центре Берлина на высоком могильном холме. Пусть этот великан в бронзе, победитель, несет на своей груди девочку - светлые надежды народа, освободившегося от фашизма. А потом добавил: - Только знаете, Вучетич, а автомат в руке солдата надо заменить чем-то другим. Автомат - утилитарный предмет нашего времени, а памятник будет стоять в веках. Дайте ему в руки что-то более символичное. Ну, скажем, меч - увесистый, солидный, которым солдат разрубил эту поганую фашистскую свастику. Меч опущен, но горе будет тому, кто вынудит богатыря поднять этот меч... - Дайте подумать, - ответил Вучетич. - Думать никому не запрещаю. Думайте. Желаю успеха. Возражений не слышу. Да и нет в них нужды. И Сталин крепко пожал Вучетичу руку.

Так было принято композиционное решение по центральному памятнику Мемориала, а прототипом его послужил советский солдат, уроженец села Вознесенки Кемеровской области Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 г. А конкретно позировали Вучетичу в разное время сразу несколько советских воинов, но более всех делал это сержант Иван Одарченко. "Немецкой" же девочкой, которую солдат бережно держит в руках своих, позировала трехлетняя Светлана Котикова, дочь коменданта советского сектора Берлина генерал-майора А. Котикова. И именно он весь Мемориал 8 мая 1949 г. торжественно открыл.

И теперь мы видим таким 12-метрового бронзового богатыря весом в 70 тонн - "Воина-освободителя". Он могуч и красив. Непокрытая голова с по-солдатски строгой прической. Лицо, одухотворенное сознанием исполненного долга. Солдатская плащ-палатка на крутых плечах и гимнастерка под широким ремнем. Напряженная рука, держащая меч, разрубивший фашистскую свастику. Крепкие ноги, сапог на одной из которых свастику попирает. А на своей могучей груди, у сердца воин держит девочку, символизирующую спасенную, возрождающуюся Европу. Он грозен и добр. Грозен - для носителей зла, добр - к беззащитным. Таким навсегда он и вошел в Историю, стоя на вершине насыпного холма Славы.

К его постаменту ведет лестница, а внутри самого постамента круглый памятный зал, на стенах которого мозаичное панно художника А. Горпенко, где представители самых разных советских народов возлагают венки на могилы павших красноармейцев. Всего их при взятии Берлина пало 75 тысяч, семь из которых захоронены в Мемориальном комплексе именно Трептов-парка. Имена около 1000 из них известны, и потому на кубическом постаменте в центре зала из черного полированного камня стоит золотой ларец с пергаментной книгой в красном сафьяновом переплете - в нее и вписаны имена этих героев, погребенных в братских могилах. А украшают купол зала люстра диаметром в 2,5 м из рубинов и хрусталя, воспроизводящая орден "Победа", и слова Вождя на русском и немецком языках: "Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества".

Что же до самого Е. Вучетича, то позднее он все-таки три памятника Сталину воздвиг. Первый сразу после окончания работ на Волго-Донском канале - у шлюза № 1 в Сталинграде: 26-метровый и самый высокий в мире, на 40-метровой высоте (1952). Второй - на набережной Дона в Ростове-на-Дону (1952). Третий - на площади Победы в Калининграде (1953). Но все они, как и многие другие памятники Вождю и Генералиссимусу, уже через несколько лет были уничтожены Хрущевым.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".