РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 419 >> История
 

Валерий ИСАЧЕНКО
В.И. Ленин и охрана культурного наследия

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5129



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Основатель Советского государства был первым государственным деятелем страны, который поставил охрану памятников природы, истории и культуры на уровень первостепенных государственных задач. Только интервенция, гражданская война, разруха, да феноменальное бескультурье (в 1916 году российская армия, наряду с португальской, была самой неграмотной в Европе, а интеллигенция т.н. "серебряного века" в массе своей отличалась невежеством в области живописи и архитектуры) не дали возможность реализовать крупномасштабные и отнюдь не маниловские ленинские планы. Можно лишь удивляться глубине и широте взглядов вождя, который в необыкновенно трудных условиях, при чудовищной нагрузке определил основные направления культурной политики. Не забудем, что эта поистине героическая деятельность продолжалась очень недолго (последние послеоктябрьские годы Владимир Ильич тяжело болел) и в условиях постоянного противодействия. Ленин всегда был впереди, он обогнал свою эпоху, и в этом его величие и его трагедия как человека.

Весна и лето 1918 года. По инициативе Ленина началась реставрация сооружений Кремля, искажённых в результате прежних ремонтов и так называемых "поновлений". Так был впервые открыт многолетний процесс научной, именно научной, т.е. на основе архивных материалов, реставрации. Ленин с большим интересом наблюдал за работой архитекторов и реставраторов, радовался, увидев, как за поздними наслоениями открывается древняя кладка. У него был снайперский глаз и безошибочное чутьё. Он любил соборы Кремля и мечтал о том, чтобы русский народ увидел и понял в них непреходящую художественную ценность, а не только памятники культа. Не секрет, что лишь после революции миллионы людей (а не только "элита") смогли приобщиться к шедеврам Феофана Грека и Андрея Рублёва. И разве не знаменательно, что атеист Ленин предложил поставить памятник автору "Троицы"? А в ХIХ веке церковники сдирали со стен храмов древние фрески, заменяя их грубой масляной живописью.

Не всё обстояло гладко и просто. Советская культура создавалась и развивалась в сложнейших условиях - приобретения шли рядом с утратами. Но у большевиков было драгоценное качество - они учились на своих (да и на чужих) ошибках, умели подняться над собственными пристрастиями и, подобно вождю, шли вперёд и только вперёд.

План монументальной пропаганды - любимое детище Ленина. В неграмотной России его реализация стала делом общегосударственного значения. Об этом много написано; именно Ильич был инициатором установки многих памятников. Одновременно сносили некоторые монументы царям и другим персонам, но Ленин предупреждал быть осторожными в сносе. Справедливости ради отметим, что среди снесённых крайне мало действительно ценных.

Благодаря Ленину сохранён реквизит Мариинского театра, превращены в музеи многие усадьбы и особняки, сохранены для нас и наших потомков шедевры мировой живописи, в том числе полотна импрессионистов, которые могли уплыть за океан, если бы не ленинский указ. Об этом умалчивают экскурсоводы Эрмитажа, но мы должны помнить, что в те далёкие годы, на заре Советской власти, В.И.Ленин делал всё возможное и невозможное для сохранения и развития отечественной культуры.

В .Исаченко, архитектор,
лауреат выставок, посвящённых
100-летию со дня рождения В.И. Ленина
г. Ленинград

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".