РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 418 >> История
 

Александр РОСЛЯКОВ
Туполев умел строить самолеты, а Сталин - Туполева

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5112



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Всякого думающего человека Сталин поражает необъятностью натуры и даром величайшего провидца. Все наше оружие победы - от "коктейлей Молотова" до "катюш" и истребителей - было отобрано им лично и оказалось самым эффективным. Это сейчас легко сказать, что против Т-34, лучшего танка Второй мировой, огромный пятибашенный "танк Тухачевского" - чушь собачья. Но в конце 1930-х выбор между парадной, вызывавшей гордость за страну махиной и недомерком с одной пушкой был непрост. Ведь что-то исправить потом, когда сотни заводов уже настроены на что-то, невозможно; цена любой ошибки - смерть. И Сталин ни одной такой не допустил - в отличие от его нынешних хулителей, ни разу не попавших в цель.

Он обладал и величайшим чутьем в области науки и искусства. Туполев, Королев, Ка-пица, Курчатов, Шостакович, Булгаков, десятки других известных всему миру имен - его креатуры. Его труд "Марксизм и вопросы языкознания" и поныне один из лучших в своей сфере, по нему учат студентов-филологов, хотя Сталин никогда не был филологом.

Но, пожалуй, самый долгосрочный вклад Сталина в нашу оборону - ракетоносец Ту-95, грозящий по сей день нашим врагам. Предыстория его постройки такова. Когда в 1945-м в СССР начались масштабные работы по созданию атомной бомбы, Сталин сразу же озаботился вопросом ее доставки. Бомбы еще нет, она появится у нас лишь в 49-м, но он уже думает, какой должен быть к ней самолет.

Взвесив все, он вызывает Туполева и ставит перед ним задачу: скопировать американский Б-29, который выпускался с 1943 г., а в 45-м сбросил атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Туполев, уже признанный лидер авиастроения, был против. Доказывал: в СССР нет приспособленных к американским стандартам производств, и легче построить свой оригинальный самолет. Но Сталин непреклонен: "Значит, надо создать такие производства..."

Самолет-копия, названный Ту-4, ушел в серию уже в 47-м, и Туполев вынужден был признать сталинскую правоту. Огромная работа по модернизации за два года вывела авиастроение послевоенной страны на передовые мировые рубежи. Но Сталин смотрел еще дальше, и этот проект был нужен ему лишь как старт к немыслимым тогда высотам - которые, кстати, сегодня кажутся еще немыслимей.

Ту-4 имел дальность полета 5,5 тыс. км и при начатой США гонке вооружений не мог полностью защитить нас от ядерной угрозы. И в 51-м Сталин предлагает Туполеву создать уже свой, не имеющий аналогов бомбовоз с полетной дальностью 15 тыс. км и бомбовой нагрузкой в 20 тонн. Туполев, при всей его конструкторской отваге, изумился - это немыслимо, такого еще не было нигде! Но Сталин пронзает его своим мускулистым взглядом: "Подумайте, товарищ Туполев. Вы же хороший конструктор, лучший в СССР! А все, что надо для такого самолета, советская промышленность вам обеспечит".

И вот через два месяца на стол Сталина ложатся чертежи сверхсамолета - а следом происходит вообще непостижимое сегодняшним умом. Уже в 1952 году взмывает в небо первый Ту-95, небывалая, принципиально новая машина с революционной на то время турбовинтовой тягой. Только сравните: сегодняшний российский "Суперджет", в котором нет ничего нового, строился 6 лет, еще столько же испытывался - и изумил мир разве что тьмой угробленных на него денег. А Ту-95 встал в строй всего через 4 года после закладки, и служит уже без малого 60 лет, может доставить в любую точку мира самый крупный ядерный заряд, срок его службы признан неограниченным.

В 50-е годы этот "подарок Сталина Америке" вызвал шок в США, где одновременно был построен, совсем по другой схеме, примерно равный реактивный бомбовоз Б-52. Но мы были самой пострадавшей в недавней войне страной, а США - самой в ней выигравшей и процветающей. И вдруг эта спаленная чуть не дотла Россия дает такой прорыв! Ненависть за это к Сталину трясет Штаты до сих пор - и будет трясти, пока летает этот дальний бомбардировщик, убивший всякую надежду на наш захват. .

Вообразите, что испытали в 52-м наши летчики, еще вчера летавшие на фанерных "Ла" и "кукурузниках", при виде оглушительного Ту-95, рядом с которым и сейчас оторопь берет. Это было ощущение настоящего, огромного чуда, причастность к которому еще 30 лет по смерти Сталина заставляла лучших сынов нации творить чудеса в военном деле, музыке, науке. Сегодняшняя власть убила в корне это чудотворчество, живой памятью которого остался знаменитый самолет.

...Великий Туполев был самолюбивой, заносчивой, упертой в свою правоту личностью. Такой характер позволял ему ломать стереотипы и создавать блестящие машины: первый в мире сверхзвуковой пассажирский Ту-144, сверхнадежный Ту-134, самый массовый в СССР Ту-154. И самый шедевр - надежный и неубиваемый Ту-95, достигший не преодоленного поныне для винтовой машины потолка скорости, надежности и экономичности. (Перестали его строить в 1992-м - надо думать, не без возобладавшего при Ельцине нажима Запада).

Но та же упертость Туполева обернулась в конце 50-х и целой серией катастроф первого в мире реактивного пассажирского Ту-104, когда тот срывался в штопор с высоты за 10 тысяч метров. Туполева просили доработать конструкцию, но он отвечал: "Я никогда не ошибаюсь, это плохие летчики". Точку в роковом споре поставил героический пилот Гарольд Кузнецов: попав в штопор и диктуя до самого удара о землю подробности падения, доказал, что виной всему был недостаточный ход руля высоты. Лишь тогда Туполев признал свою ошибку и сделал доработку, прекратив катастрофы.

Работать с таким ершистым гением - не сахар, но Сталин смог выжать из него на пользу Родине все возможное. За дерзкие выходки и растрату казенных средств на свои вольные идеи Туполев присел в 37-м - но получил возможность конструировать в "шарашке". И редкий кремень не только не загасил свой творческий пыл при той посадке, на которую никогда потом не обижался, но и еще умножил. После его освобождения в 41-м меж двумя гениями не гасли органические стычки - но сталинский кремень всегда умел ставить на место туполевский. Туполев, уступая тому, кто видел дальше, самоотверженно выполнял сталинский заказ.

Так трудились и все сталинские выходцы, сказавшие о своих страшных, великих и захватывающих годах словами Пастернака: "По слепому случаю судьбы мне посчастливилось высказаться полностью, и то, что есть самое лучшее в нас, - художник, - оказался в моем случае не затертым и не растоптанным". Их суровая, но одухотворенная жизнь была близка к реальному бессмертию, имея счастье, словами Маяковского, умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и другие долгие дела.

Сталин умел так настраивать подобных Туполеву асов, что те были счастливы разбиться оземь и сделать максимум того, на что способны. И потому Сталин добивался полного успеха, признанного даже такими лютыми его противниками как Черчилль или Трумэн. Не будучи технарем, настроил Туполева строить лучшие в мире самолеты; не будучи музыкантом, вывел в гении музыки Шостаковича. Тем же своим чутьем угадал будущих классиков и нобелевских лауреатов в Капице, Шолохове, Пастернаке, Булгакове, создав им все условия для творчества... Он, словно оставшийся от его эпохи чудо-самолёт, до сих пор некоей высокой парящей тенью защищает нас.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".