РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 196 >> Культура
 

Константин КАНДАЛАКШИН
Каннский кинофестиваль: Праздник непослушания

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?511



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Свой миг абсолютной свободы доводится пережить не всем. К кому-то он приходит в раннем детстве в момент дворовой драки "один на один", кто-то всю жизнь безнадежно ждет его, протирая штаны и рукава за конторкой или монитором, кто-то ради него проходит все круги ада партизанской войны и обретает долгожданный кусочек неимоверно короткого восторга в предместьях покоренной столицы, в небе над которой исчезает самолет с бежавшим диктатором, а кому-то суждено так и остаться в придорожной пыли с раскаленной пилюлей в перекрученных болью внутренностях, когда свободой оборачивается вожделенное небытие. Иногда момента обретения свободы ждут и тщательно его готовят, иногда он приходит сам и без предупреждения.

Нынешний фестиваль в Каннах обернулся для чопорной элиты мирового кинематографа именно такой всепоглощающей минутой совершенной и незамутненной свободы, без которой жизнь прожита зря; отброшена в сторону лживая политкорректность и фальшивый наигрыш, можно говорить что придет в голову и не скрывать собственных эмоций. Искренность и свобода почему-то страшны хозяевам дискурса, и разномастные акулы пера с маккартистским рвением принялись клеймить американскую и европейскую творческую интеллигенцию, которая "...еще глупей и опасней Буша..." за "антиамериканскую левацкую манифестацию" в Каннах. Видимо, за спинами Мура и Тарантино им уже мерещится грозный призрак антиглобалиста в маске-пассамонтане и со всесокрушающим булыжником или обрезком трубы в железных руках. Увы, настоящей левацкой манифестации пока не наблюдается, даже несмотря на весь антибушевский и антиимпериалистический заряд получившего Золотую пальмовую ветвь документального фильма "9/11 по Фаренгейту", на демонстрацию немецкой ленты "The Edukators" - о новом поколении "городских герильеро" и ленты "Наша музыка" за авторством живой легенды независимого кинематографа Жана-Люка Годара и "Записок мотоциклиста" о молодых годах легендарного Эрнесто Че Гевары.

Зато получилось нечто другое, не менее интересное. Нам удалось поприсутствовать при рождении подлинно демократичного и востребованного американским народом американского кино - по данным зарубежных источников, предыдущая лента Мура "Боулинг для Коломбины" по числу проданных копий практически сравнялась с могучим "Властелином колец", принеся создателям десятки миллионов долларов. Майкл Мур не боится острых тем; так, поводом к созданию вышеупомянутой ленты послужила потрясшая Соединенные Штаты трагедия в колледже Columbine в г. Литтлтоне, штат Колорадо, когда двое учеников расстреляли из автоматического оружия двенадцать однокашников и учителя. Нынешняя призовая картина посвящена одиозной фигуре царствующего президента США Джорджа Буша-младшего, истории его одиозного семейного клана и разным одиозным историям, связанным с нахождением семейки у власти. Мур умеет делать кино, посвященное тем проблемам, которые действительно волнуют зрителя.

При этом попадает в цель без промаха. С точки зрения режиссерского мастерства, фильмы Майкла Мура безусловно заслуживают свои награды, которых уже немало - "Фаренгейт" получил первый приз Канн, а "Боулинг для Коломбины" собрал целую коллекцию наград, от "Оскара" до "Сезара". Киноязык режиссера выразителен и точен, видеоряд резок и ярок, а глубина постановки проблем человеческой ментальности и общественной бездушности и бездуховности способна удивить и озадачить - несмотря на внешнюю непритязательность изобразительных приемов автора картины. Мур - главное явление в современной американской культуре и истинный продолжатель ее лучших традиций, от Хемингуэя до Вирджинии Вульф.

Успех документальной ленты наглядно выявил и ряд проблем нынешнего кинематографа - в частности, полное отсутствие продуктивных идей в области сценарного искусства, больше того - абсолютный непрофессионализм и вопиющую бездарность 90% современных сценаристов. Банальный, склеенный из заскорузлых штампов сюжет, примитивные или напыщенные диалоги, которые невозможно слушать без тошноты, - не досадное исключение, а норма. Набор из двух примитивных аффектов - нынешнее представление о психологизме. Кроме морпехов и бандитов, похоже, на Земле никого не осталось. Остались войны и разборки. Стрельба и мордобой. Мордобой и стрельба. Надоело. Хочется свеженького. Свеженькое подают, но на деле им оказывается хорошо сдобренное острым соусом тухленькое. Проявления этой тенденции легко заметны: так, лента, взявшая в 2003-м году рекордные одиннадцать из одиннадцати Оскаров - экранизация знаменитой саги за авторством немолодого английского профессора (и заодно, заметим, попытка подоить чужую славу и чужой талант); последний герой рекламных роликов блокбастер "Троя" - чудовищная в своей наглости перелицовка угадайте кого. Наконец, великолепно раздутый, но совершенно непригодный для просмотра мыльный пузырь года "Страсти Христовы"... в общем, понятно. Кинопродукция все дальше отрывается от зрителя и подвисает в безвоздушном пространстве.

Нынешние примы мирового кинематографа превосходно это понимают и по мере сил пытаются отыскать пути выхода из кризиса. Так, документалистики хватало и помимо Мура. На кинофестивале было обширно представлено восточное и "ближневосточное" кино - работы гонконгских, таиландских и палестинских режиссеров; даже новая лента председателя каннского жюри Квентина Тарантино явственно эксплуатирует художественные приемы, наработанные авторами азиатских кинобоевиков. И традиционно "пролетел" отечественный кинематограф - как это происходит уже многие годы, несмотря на планов громадье и амбициозные проекты. И немудрено, ибо трудно представить что-то более напыщенное и оторванное от реальной жизни, чем все громкие кинопроекты последних лет типа пресловутого "Цирюльника" или "Русского ковчега".

Будьте проще, господа режиссеры. Ближе к людям. Искреннее, честнее. И тогда ваш праздник и ваш миг свободы придет и к вам. Не забывайте об этом.

Константин Кандалакшин, филолог

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".