РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 416 >> "Аврора"
 

Светлана МАКСИМОВА
ЕГЭ! Как много в этом звуке…

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?5056



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Ах, как нам хочется, как всем нам хочется
Не умереть, а именно уснуть...

(В. Высоцкий)

Два с половиной месяца осталось до важнейшего события в жизни среднестатистического одиннадцатиклассника. Два с половиной героических месяца до Единого Государственного Экзамена, проевшего ощутимую плешь на системе российского образования. Эта уже давно приевшаяся аббревиатура особенным образом отзывается в сердцах школьников: для кого-то - похоронным маршем Шопена, для кого-то - зубодробильными соло Rammstein. Теперь у выпускников не бывает каникул. Теперь у выпускников не бывает выходных. А человеческий организм, постоянно требующий сна и еды, работает против железной воли, повсеместно напоминающей о том, что выстоять нужно любой ценой. И только равнодушный не проронит ни слезинки, увидев мчащегося к очередному репетитору вечно голодного школьника с въевшейся синевой под глазами.

Зачем же столько сложностей? Дело в том, что абитуриент, сдавший ЕГЭ менее чем на 85%, по факту выбывает из конкуренции в лучшие вузы страны. Значение высшего образования в России огромно. Без него человек в сегодняшнем капиталистическом обществе не может найти работу, ведь подразумевается, что у такого "специалиста" попросту не хватит знаний для выполнения необходимых задач. Сегодняшние реалии для абитуриентов отнюдь не безоблачны: бюджетных мест в вузах в разы меньше, чем платных. А значит, в решающей битве побеждают только сильнейшие и только обладатели толстых кошельков. Куда девать остальных? В России около трёх тысяч высших учебных заведений. Из них лишь мизерная часть даёт студентам и действительно качественное образование, и "распознаваемый" работодателем диплом. Бакалавры остальных вузов в большинстве своём оказываются на отшибе жизни, пополняя ряды безработных и малоимущих.

Поэтому учитель, утверждая ученику на каждом уроке, что путь его лежит через армию в легендарный заборостроительный институт, настраивает ещё несформировавшуюся личность на правильный лад. Всё верно, ведь сейчас результаты ЕГЭ являются главным показателем эффективности учебных заведений, как школ, так и вузов. "Неэффективные" учреждения или закрываются, или сливаются с "эффективными". У образовательных заведений единственная забота - добиться хоть каких-то выплат на дальнейшее поддержание жизнеспособности. А посему, у школы стоит задача не научить, но создать в стенах учреждения конвейер по производству стобалльников. А вы как хотели? Хочешь жить - умей вертеться. Такое отношение уже привело к тому, что школы попросту перестают справляться со своей целевой задачей, тратя урочные часы на то, чтобы подготовить учащегося к экзамену по высшему классу. Всё бы хорошо, если бы ЕГЭ полностью отвечал школьной программе. Только вот у экзамена своя специфика: "Делай, что должно, и будь, что будет". Теперь в школах учат делать так, как "должно". И всё чаще слышится возмутительная фраза: "Дети, на самом деле, то, что я говорю, неправда, но это нужно для ЕГЭ". Здесь побеждает не столько самый знающий, сколько познавший само устройство, специфику тестирования. Уже один тот факт, что человек, знающий английский в идеале, не в состоянии безукоризненно сдать экзамен из-за расплывчатости формулировок в вопросах, говорит о несомненной порочности такой системы.

В столичных школах нытьё одиннадцатиклассников слышится со всех сторон. Среди них бытует мнение, что если не имеешь денег - не сдашь. Опасения не беспочвенны. Год за годом дети чиновников и бизнесменов заполоняют собой бюджетные места в университетах. Платить за обучение своего отпрыска - не царское дело. Господ можно понять: гораздо проще подкупить один раз, нежели отстёгивать раз в год по полмиллиона. Это вовсю опровергают российские чиновники, раз за разом непосильным трудом добывающие ответы к экзамену для своих чад. По их мнению, ЕГЭ является по-настоящему объективной и справедливой проверкой знаний учащихся, а ужесточение требований ведёт лишь к улучшению качества образования, учебной литературы и повышению квалификации учителей. Кто бы спорил: обведение в кружочек правильного ответа воистину является наивернейшим способом выявления гениев, а решение однотипных задач в наше тяжёлое время остаётся лучшей тренировкой навыков преподавания, способствуя появлению в голове обучающегося нештампованных мыслей.

Детство для обычных ребят закончилось. Перед ними страшный капиталистический мир, в котором господствует конкуренция. Где большой съедает маленького, оставляя его без гроша в кармане. Те же, кто назло системе решает участвовать в этом уничтожающем соперничестве, сами подписываются на дальнейшие нечеловеческие условия существования. Множество молодых парней и девушек, ставших на этот путь, сходят с дистанции, не добравшись до вершины из-за страшного изнурения. А некоторые кончают с жизнью, увидев результаты своих трудов. Людей уже нет, а ЕГЭ живёт и размножается, как вирус, захвативший жизненно-важный участок организма.

Система образования в России доживает свой недолгий век. Страна, отряхнувшаяся от обломков Союза, больше не является самой читающей державой мира и не бьёт рекордов по количеству образованных людей. "Специалисты" же, закончившие "блатные" вузы, работают не инженерами на заводах, а заместителями своих отцов в нефтедобывающих компаниях. В то время, как заводы стоят. Каким будет будущее этого государства?

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".