РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 413 >> История
 

Kommari
Историю переписывают под царей

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?4987



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Стиль, в котором выполнена открывшаяся в московском Манеже выставка, посвященная истории династии Романовых, представляет из себя горючую смесь старых агиток царских времён, современных политтехнологий и футуристических компьютерных презентаций.

В том, что выставка преследует агитационные, а не просветительские цели, можно убедиться даже по её рекламным плакатам. Название "Моя история. Православная Русь. Романовы" объясняет всякому, что Романовы - это для него что-то родное, домашнее. Такое же домашнее, как и православие. А чтобы закрепить эффект, экскурсии проводят не историки, а молодые бойцы идеологического фронта путинской России - семинаристы в сутанах. Сама же выставка представляет из себя сборище парадных портретов государей, их приближенных, полководцев, поэтов, а также собрание умело подобранных цитат.

Так, из цитаты Николая I (которого современники называли Палкиным, но об этом в Манеже ни-ни) мы узнаем, что всю жизнь он мечтал отменить крепостное право в России. Но за 30 лет своего правления так и не собрался. Зато легко проиграл Крымскую войну. Не сложилось с отменой крепостничества и у его предшественников - Александра I и Екатерины II. Но это на "выставке царей" не выпячивается.

Зато видное место в Манеже отведено врагам монархии - масонам и бунтовщикам (часть из них более известна как "декабристы"). Соответствующее панно подсвечено кроваво-красным светом.

О крестьянской войне под руководством Емельяна Пугачева, в которой (на выставке о том, естественно, ни слова) участвовали сотни тысяч крестьян, казаков и подавляемых империей "инородцев" - калмыков и башкир, сказано, что главное в ней - это предоставленная Пугачёвым бунтовщикам возможность беспрепятственно грабить и убивать. О жизни самого Пугачева до восстания говорится только то, что он "дезертир". А о том, что будущий народный герой участвовал в Семилетней войне 1756-1763 годов и отличился в Русско-турецкой войне 1768-1774 годов, естественно, ни гу-гу. Ну и, конечно, ни слова здесь о реальных причинах восстания Пугачева. Например, о том, что при "просвещенной государыне" Екатерине II крепостное право в России достигло немыслимых по омерзительности масштабов, а она запретила освобождать крестьян и даже подавать им жалобы на своих господ.

А незадолго до восстания Пугачева яицким казакам запретили выбирать атамана. Их стали просто назначать сверху. По факту, казачьи станицы превратились в подобие приснопамятных "военных поселений", процветавших во времена Николая I (Палкина).

О последнем на выставке можно узнать, что его безмерно любил "наше все" - Александр Пушкин. Видимо, за то, что царь, отложив все дела, решил стать его личным цензором. Но ничего не говорится о том, что именно после смерти этого императора современники говорили: "Удивительно не то, что он умер, а то, что все мы ещё живы".

Правлению Николая II на выставке посвящён целый документальный фильм. В нем расписываются невероятные успехи экономики России. Так, говорится, что Россия тогда заняла первое место в ми-ре по производству ржи. Что рожь по преимуществу русский злак, который мало где в мире культивируют, не уточняется. Странно, что не додумались объявить, что Россия при Романовых заняла лидирующие позиции по запасам снега на душу населения.

Один из самых трагических эпизодов нашей истории - поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг. закадровый голос в фильме объясняет "предательством элит", которое, видно, заключалось в том, что тогдашний кооператив "Озеро" убедил монарха немного пограбить Корею, а если "макакам" (так самодержец благосклонно называл японцев) что-то не понравится, так мы их шапками закидаем. Ну, или иконами замашем, как это потом пытался сделать неожиданно обнаруживший перед собой мощного противника главнокомандующий Куропаткин. Как уж данные элиты в итоге повлияли на разгром русской эскадры в Цусимском сражении и на череду поражений на суше, фильм, естественно, не объясняет.

Недобрым словом в фильме поминают либералов, которым стало мало провозглашения Манифеста 17 октября, учреждения Госдумы, дарования свободы печати и т.д. По версии организаторов выставки, зловредные либералы продолжили клеветать на императора и его замечательную семью. А то, что сам Манифест, даровавший России первые конституционные свободы, стал результатом Всероссийской октябрьской стачки 1905 года, в которой участвовали два миллиона "благодарных подданных", конечно, тоже остается за рамками повествования.

Советскому и постсоветскому периоду тоже посвящен экран. Но на нем лишь фотографии, сменяющие друг друга под музыку Свиридова "Время, вперед". Поэтому вообще сложно понять, кто и что изображено на экране.

Наверное, не стоит так уж строго судить организаторов выставки. Они занимаются тем, что обычно и делают прислужники всякой неправедной власти - переписывают "под себя" историю. С другой стороны, в огульно-пропагандистском раже действа в Манеже чудится и нечто обнадеживающее. Нынешнее упорное навязывание властью давно отживших в российском обществе институтов и ценностей, вроде религии (особенно в лице слившейся с буржуазным государством церкви) и монархии, играет против нее самой.

Передовую часть общества от этого тошнит. Власть такого результата своих пропагандистских усилий замечать не хочет. Что же, пусть потом не обижается на очередное "предательство элит".

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".