РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 412 >> Общество
 

Кооператив "Озеро" поглощает эфир
В результате крупной сделки друзья Путина получили 60% телеаудитории и 80% доходов от телерекламы в России

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?4957



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Холдинг "Газпром-Медиа" купил теле- и радиоактивы холдинга "ПрофМедиа". В результате, 11 из 17 крупнейших российских телеканалов де-факто окажутся под контролем членов кооператива "Озеро" и ближайших друзей президента, братьев Юрия и Михаила Ковальчуков. "Власть целеустремленно и последовательно выстраивает систему, при которой всё, заслуживающее внимания, - будь то бизнес или политические активы, - захватывается людьми из окружения Владимира Путина. Причем таких людей должно быть мало, в противном случае Путину трудно их контролировать", - так прокомментировал эту сделку политолог Дмитрий Орешкин.

Формально на российском телерадиорынке до последнего времени было пять крупнейших игроков. Но такое разнообразие - лишь иллюзия. На самом деле, за исключением государственного ВГТРК, все медийные холдинги в той или иной степени связаны со структурами, подконтрольными Юрию Ковальчуку. Схемы владения, как водится, весьма запутанные, но везде у друзей Путина есть как минимум блокирующий пакет.

А в результате состоявшейся сделки стоимостью 800 млн. - 1 млрд. долл. империя Ковальчуков получит все теле- и радиоактивы "ПрофМедиа". Причем самой сильной частью холдинга считается именно радийная его составляющая ("Авторадио", "Юмор FM", Energy и Romantika). Охват аудитории нового гигантского медиахолдинга максимальный и по возрастным, и по социальным группам. Расширение аудитории и, что может быть даже важнее, контроль за глазами и ушами принципиально новых ее сегментов - это как раз ключевой пункт стратегии Ковальчуков. Причем, тут действительно важны не только валовые показатели (хотя и они впечатляют: после поглощения "ПрофМедиа" суммарная среднесуточная доля телеканалов, связанных с Ковальчуками, приблизится к 60%), но и социально-демографические параметры аудитории. Более 40% их телеаудитории - это люди в возрасте до 34 лет.

Ну, а где новая аудитория, там и новые рекламные доходы. В целом на телеканалы, контролируемые империей Ковальчуков, будет приходиться около 78% телевизионного рекламного рынка. Братья смогут контролировать рекламно-финансовые потоки в размере около 140 млрд. руб. (около 4,3 млрд. долл.). Как говорится, неплохая прибавка к пенсии.

Естественно, возникает вопрос: как появление на рынке СМИ такого монстра, контролирующего 60% телеаудитории и почти 80% всех доходов от телерекламы, согласуется с антимонопольным законодательством? Но хотя федеральный телеэфир де-факто оказывается в одних руках, с точки зрения действующего закона здесь ничего не найдут. Нарушением считаются лишь действия, направленные на устранение конкурентов, то есть злоупотребление своим положением на рынке".

Что касается содержания передач покупаемых телеканалов и радиостанций, то там "озеровским" и менять ничего не придется. Достаточно продолжать держать аудиторию "на отрубях", развлекать ее и не допускать никакой лишней информации.

В том, что нынешняя сделка одобрена лично президентом Путиным, эксперты не сомневаются. В свое время власть решила, что у принципиально важных СМИ (а телевидение - это принципиально важное СМИ) должны быть "правильные" владельцы. Полностью национализировать СМИ, видимо, посчитали неприличным, а вот поставить "правильных" людей - в самый раз. Ковальчуки для Путина - это абсолютно свои люди, которые входят в его ближайший круг. Когда такие сделки совершаются бизнесменами, приближенными к Кремлю, всегда встает вопрос: взамен на какие услуги и решение каких политических задач они получают одобрение на столь крупное приобретение? И действительно, как именно Кремль собирается использовать медиаимперию Ковальчуков?

Ответ на этот вопрос, возможно, следует искать в докладе Центра стратегических разработок (ЦСР) под руководством Михаила Дмитриева. Эксперты ЦСР пришли к выводу, что новый виток протестного движения стоит ждать в регионах. Значит, и внимание федеральных властей должно сместиться из центра в провинцию. И примечательно, что большая часть инвестиций Ковальчуков в СМИ имеют ярко выраженную региональную направленность.

У империи Ковальчуков, с точки зрения президента, есть одно важное преимущество. Например, госкомпания ВГТРК зависит и всегда будет зависеть от тех, кто находится на самом верху; ее позиция может меняться вслед за кадровыми перестановками во власти. А вот братья Ковальчуки зависят лишь от одного человека - Владимира Путина. Так что даже если нынешний президент когда-нибудь удалится от дел, телевизор все равно останется в его распоряжении.

Д. Камышев, О. Бешлей, Ж. Ульянова
The New Times

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".