РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 409 >> РОТ ФРОНТ
 

Профсоюзы "Форда" как школа солидарности

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?4876



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

В октябре в "автомобильной столице" США, городе Детройте, прошла Всемирная сетевая встреча профсоюзов компании Ford Motor Co. Российских "фордовцев" в Детройте представлял председатель Межрегионального профсоюза работников автомобильной промышленности (МПРА), депутат Законодательного Собрания Ленинградской области Алексей Этманов. Мы спросили Алексея Этманова:

А каким был повод для этой встречи? Что сегодня волнует профсоюзы, представляющие интересы работников одного из крупнейших мировых производителей автомобилей?

- Такие встречи проводятся регулярно, и с 2006 года в них участвует наш МПРА. В этот раз собрались профсоюзные активисты из США, Великобритании, Бельгии, Германии, России, Бразилии, ЮАР, Таиланда. В повестке дня главное место занимали проблемы с соблюдением прав профсоюзов и факты их нарушения работодателем. В первый день встречи мы обсуждали и вырабатывали совместные вопросы к менеджменту компании. Колючие, надо сказать, вопросы.

А что волнует? Волнует экономический кризис капитализма и связанная с ним политика боссов корпорации "Форд". Политика эта проводится в рамках общего поведения монополий. Корпорация не видит прибыли от своих европейских заводов и намерена двигать капиталы на азиатские рынки, где уровень эксплуатации выше в разы. Но как раз повышенная эксплуатация и даёт то, что менеджеры "Форда" называют "большие перспективы". Они намерены уже в 2014 году закрыть завод в Бельгии. На очереди Англия и Германия, где собираются в 2015 году остановить предприятия, либо как в Кёльне перевести производство на двухсменный график. (Только на первом этапе такой политики будут потеряны 700 рабочих мест). Этот дрейф компании в сторону более выгодных рынков наносит огромный ущерб трудящимся, и профсоюзы не могут не организовывать сопротивление.

А для филиалов "Форда" в России что характерно: стремление управленцев компании свернуть здесь невыгодное производство или, напротив, перенести сюда предприятия из тех стран, где затраты, в частности на оплату труда, выше?

- Ни то, ни другое. В России мы видим применение двойных стандартов. Это когда на заводе "Форда" во Всеволожске сокращают смену, а на заводе в Елабуге, где ниже зарплата, расширяют производство. Тем самым менеджмент компании нам демонстрирует, что ему не нужны высококвалифицированные рабочие, а ему требуется "экономия".

Как смотрится МПРА на фоне других фордовских профсоюзов?

- Пока смотрится не очень. Невеликая численность, раздробленность организационная и идейная. Извиняет в какой-то степени, что и возраст у нашего профсоюза небольшой; существуем с 2005 года. А вот американский, скажем, профсоюз компании работает с 1926 года. Они прошли все стадии и формы борьбы, а мы только начинаем.

У нас самый крупный недостаток в том, что многие до сих пор не понимают, что такое профсоюз и зачем он нужен. По-советски ещё воспринимают профсоюз как место распределения путёвок, организации досуга, раздачи подарков на праздники. А в капиталистической стране профсоюз есть инструмент борьбы работающих с работодателями за улучшение своего экономического положения.

Значит, есть чему поучиться у других. Чему именно?

- Азбуке профсоюзной борьбы, её культуре. Стремлению и умению давить на администрацию на любом уровне и всюду. Большему взаимодействию с политическими партиями, цели которых отвечают интересам профсоюзов. Пониманию, что ты часть единого целого и должен всегда поддержать своих товарищей. Компания "Форд" в Индии уволила 7 профсоюзных активистов. Так ведь заставили восстановить их на работе. Американский профсоюз "Форда" отправил своих представителей в Мексику, чтобы помочь тамошним рабочим организоваться. Действовали они, видимо, успешно, поскольку власти запретили некоторым из них въезд в Мексику на 5 лет. Но тогда стали помогать профсоюзы из Бразилии и ЮАР. Вот что называется классовой солидарностью!

Записал А. Широков

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".