РКРП-РПК >> "Трудовая Россия" >> N 408 >> Культура
 

Иван КАРАМАЗОВ
"До" было искусство, "после" - стало "ниже пояса"

URL статьи: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?4849



 
БЫСТРЫЙ ПОИСК:
 

 
В ЭТОМ НОМЕРЕ


 

Я не эксперт ни в музыке, ни в живописи, ни в поэзии с литературой. И не смогу объяснить, почему мне нравятся произведения, созданные в СССР, и почему тошнит от того, что создано в РФ.

Вот есть у нас великий режиссёр Эльдар Рязанов. Мы с удовольствием пересматриваем все его фильмы, снятые до разрушения СССР. Именно те. При упоминании его имени всплывают "Берегись автомобиля", "Старики-разбойники", "Карнавальная ночь", "Вокзал для двоих". А вот его же "Окно в спальню", "Привет, дуралеи" и "Тихие омуты" не приходят на ум.

Художник "эпохи тоталитаризма" Мухина создала скульптуру "Рабочий и колхозница", которая теперь является одним из символов Москвы. Скульптор-миллионер Церетели создал для той же Москвы памятник Петру. Он стал символом совершенно другого, и я не встречал людей, считающих шедевром такое произведение искусства.

Андрей Макаревич в советскую пору написал "Кого ты хотел удивить?", "Как легко решить, что ты слаб, чтобы мир изменить", "Что за глупый скворец". Я ему верил тогда. А вот в то, что "Не стоит прогибаться под изменчивый мир" в исполнении путешественника по Амазонке и знатного кулинара - не верю.

Даже обожаемое мною творчество Виктора Цоя делится для меня на "до Айзеншписа" и "с Айзеншписом". На мой сугубо дилетантский взгляд, "Троллейбус", "Камчатка" и "Это не любовь", написанные Виктором в кочегарке, значительно сильнее "Пачки сигарет" и "Звезды по имени Солнце" (хотя Цой не дожил до юридического распада СССР).

КВН родился в эпоху, как теперь утверждают, тотальной цензуры на телевидении. Это было соревнование студентов. Не претендентов на престижное местечко на ТВ, а студентов, которые весело проводили время в перерывах между сессиями. Может кто помнит, что чемпионом КВН в 1989 г. стала команда Харьковского высшего военного авиационного инженерного училища. В Интернете о ней можно прочитать: "Это была странная команда. Появилась и исчезла". Именно странная! Ведь НИКТО из них не ушёл на телевидение. ВСЕ разъехались служить по гарнизонам! Теперь шутки всё ниже и ниже пояса, а КВН стал индустрией по производству шоуменов.

Умиляет, как сейчас любят петь песни советских лет. Все современные "звёзды" стремятся засветиться на концертах "Катюшей", "Лейся, песня, на просторе", "Потому, что мы пилоты", "Летят перелётные птицы" ... А потом с пеной у рта кричат, что "в проклятом совке всё было заказом правящей партии". Поют "Не нужен мне берег турецкий" и летят отдыхать в Анталию. Закосившие от армии "бойз бенды", любуясь собой, поют, что "они пилоты и небо их родимый дом". Тошно! Иосиф Кобзон даже не гнушается иногда исполнять заказную "Ленин! Партия! Комсомол!" И является при этом членом партии буржуев.

Пугачёва рассказывала про свои трудности - работая в филармонии, получала какую-то смешную ставку, возила с собой на гастроли кипятильник и колбасу. Но именно в то время она спела "Расскажите, птицы", "Аистёнок" и "Не отрекаются любя". А сытая стала петь "Мадам Брошкина". Что лучше?

Самый оплачиваемый футболист в РФ Игорь Денисов не войдёт в историю. Его скоро забудут. А Лев Яшин и Виктор Понедельник вошли, хотя материальный достаток у них был, мягко говоря, ниже. Они выиграли Олимпиаду и чемпионат Европы без денег.

Никто из перечисленных выше людей, создавая свои произведения или побивая рекорды, не мечтал о своём "свечном заводике". В нынешней же РФ совсем другие приоритеты.

Мне никогда не было понятно, почему внук человека, написавшего "Сказку про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово", не внял урокам деда? Чем ему так понравились буржуины? Наверное, он просто не понял, кто настоящий герой этого произведения.

От редакции:

Собственно, ничего странного в том, что произведения советского искусства вызывают интерес, а выдаваемая за искусство стряпня буржуазного времени - тошноту и отторжение, нет. Настоящее искусство отталкивается от сильных, вызванных общественной потребностью идей, служит гуманистическим идеалам. Про социализм не зря сказано, что с него начинается подлинная история человеческого общества. Но с него начинается ещё и подлинная культура, когда творцы её своими произведениями стремятся возвысить человека, дать ему представление о своём предназначении созидателя, причастного ко всем радостям и болям окружающего мира. А что в этом смысле может дать буржуазное искусство, имеющее целью превратить человека в безвольного винтика, безропотную скотинку, служащую обслугой для "элиты"? Ничего, кроме катастрофического снижения морали и духовности общества. Для такого "достижения" требуется максимально "уронить" и уровень просвещения, и уровень духовных запросов, что мы и наблюдаем с эстрады, сценической площадки, экрана ТВ и т.д. Отсюда и изменение статуса творцов искусства. В советское время - это творческая часть народа, любимая и уважаемая, при власти буржуазии - подкормленные мастера "художественного свиста" насчёт прелестей капитализма, совершенно оторванные от основной массы трудящихся, фигляры и клоуны на потеху буржуазной публике.

А каковы истинные вкусы правящей буржуазии и её истинный подход к искусству и культуре вообще, можно хорошо уяснить себе вот из такой "свежей" информации:

Правительство Москвы собралось отдать Московский Дом книги частным владельцам. В качестве претендентов выступают владельцы книжной сети "Республика" и компания "Дымовское колбасное производство". Основание для такой пертурбации самое простое - в центре большого города стоит большой дом, а "бабла" приносит мало.

Логика железная. Можно продолжить. Там неподалеку ещё библиотека имени Ленина - она вообще денег не приносит. А уж колбасы там можно поместить! Можно музей имени Пушкина приватизировать - картинки-статуи продать с молотка, а в здание торговые ряды воткнуть, рестораны. Да и зачем вообще народу все эти книжки, только пыль одна и засорение мозгов. Пусть комиксы читают.

 
 

© РКРП-РПК, 2003. Создание и поддержка - А. Батов. Написать в редакцию. Перепечатка в любых СМИ допускается при условии ссылки на "Трудовую Россию".